ГНЕВ - Страница 5

Тем более запрещают гнев евангельские заповеди: «...Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22), и поучения апостола членам Тела Христова: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:31; ср.: Гал. 5:20–21). Игнатий (Брянчанинов) замечает, что в евангельских заповедях «Господь первые слова свои устремил против гнева, как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям: любви к ближнему и смирению. На этих двух добродетелях основано всё здание христианской деятельности». «Побеждающему (себя) дам сесть со Мною на престоле Моём...» (Откр. 3.:1). Феофан Затворник увещевает: «...Извольте побеждать свою гневливость, прозревая впереди венец мученический». Наставляя юного князя, как бороться против гнева, святитель советует: первый приём – «стиснув зубы молчать»; второй – «когда забирает, немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев»; третий – когда гнев не унимается, и наговорил уже множество глупостей, «найдите верёвку – толстенькую – и идите к сестре..., скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою верёвкою отдуй меня хорошенько». Человеку, привыкшему гневаться, Тихон Задонский предлагает утишить себя немного и счесть, сколько дней он не сердился, если даже один или два дня, то для того, кто по нраву своему привык сердиться, это уже верный знак, что гнев убывает, а если неделю не сердился..., и так далее, пока гнев не оставит его совсем. Исидор Пелусиот советует своему адресату предварить гнев рассудительностью, а потом говорить, если же гнев пойдёт впереди рассудка, то всё пойдет вверх дном. Иоанн Лествичник советует гневающемуся умеренность в пище, умеренное песнопение, умеренное общение, ибо нередко усердные упражнения гневливых в бдении, посте и безмолвии оказываются питающими их страсть. Когда овладевает человеком искушение произнести укоризненное слово, должен он решить, хочет ли он приблизиться к Богу, сохраняя долготерпение, или через гнев предаться противнику Его. Сначала обучись смиренномудрию, которое Господь и словом, и делом заповедал, советует Василий Великий. Гнев исключает присутствие в душе человека добродетелей, смиренномудрия, терпения, кротости, милосердия. Кто не примиряется даже с тем, кто просит о мире, говорит Исидор Пелусиот, кто не обуздал свой гнев милосердием, тот испытает от всех укоризны и не избежит наказания Божья (ср.: Мф. 5:25). Гневающийся тем самым подтверждает упрёки обвинения, выдвинутые против него. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15:1). Показав, что не уязвляют его укоризны, брань, человек в себе взращивает терпение, а обидчик его оказывается наказанным, ибо болезненно для него видеть, что враг его выше обид: «Кто бьёт не чувствующего боли, тот сам себя наказывает, потому что и врагу не отмщает, и своего раздражения не успокоивает». Обидчик будет жалеть о том, что говорил (ибо «злоречивые... Царства Божия не наследуют» – 1 Кор. 6:10), а не ответивший на обиду мщением никогда не будет раскаиваться в добродетели («претерпевший же до конца спасётся» – Мф. 10:22). Смиряя себя, христианин размышляет: тебя оплевали? но оплёван был и Владыка наш и не отвратил лица Своего; тебя оклеветали? но оклеветан был и Судия; разодрали рубашку? но и с Господа сняли одежды – ты ещё не осуждён, ты ещё не распят, «многого недостаёт тебе, чтобы дойти до уподобления Господу». Однако без помощи Божьей, без Его покровительства человек не может окончательно преодолеть как гнев, так и другие cтрасти.

 



 
PR-CY.ru