ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 6

С 1944 г. Союз ДОХ издаёт журнал «Искра». Бессменный почётный председатель Союза – И.И. Веригин, хотя с начала 2000 гг. фактическим руководителем является его сын – И.И. Веригин-младший. Число членов Союза ДОХ постоянно сокращается, так же как и число носителей русского языка среди канадских духоборов. Местами наиболее компактного проживания потомков «общинников» ныне являются Каслгар и Гранд-Форкс в Британской Колумбии, хотя духоборы уже давно не составляют там большинства. Наряду с «общинниками» в Канаде существовала группа «независимых», или «фармалей». Это духоборы и их потомки, которые в 1902–1908 гг. вышли из ХОВБ, приняли канадское подданство и стали вести фермерское хозяйство. В основном, они проживали в Саскачеване. Процесс ассимиляции среди них шёл значительно быстрее, старшее поколение, учившееся в английских школах, хорошо знает и русский язык. Эта группа почти растворилась среди коренных канадцев. В Канаде появилось также радикальное течение среди духоборов, члены которого назвали себя «сынами свободы» или «свободниками». «Свободничество» стало реакцией на ослабление секты и угрозу её ассимиляции местным населением. Идеи, которые их вдохновляли, во многом были определены пропагандой толстовцев, прежде всего, Александра Михайловича Бодянского. «Свободники» заявили, что корень зла – в собственности, из-за которой все войны, земля – Божья, не продаётся и не покупается. Они отказались от насилия в любой форме, в том числе и над животными, и отпустили свой скот; выступили за возвращение к жизни, какой она была до грехопадения Адама и Евы, т.к. цивилизация ведёт человечество к гибели. Внешне это проявилось в отказе от использования кожи и металла, в совершении всех сельхозработ и перевозок без тяглого скота, в отказе от брака, в употреблении в еду сырых фруктов и овощей, в создании нового типа костюмов и ношении бород, в периодическом обнажении – «головстве». Позже «свободники» начали уничтожать технику, английские, а потом и русские школы, линии электропередачи и железнодорожное полотно, духоборческие общественные здания и собственные дома. «Свободники» считали, что в России духоборы совершили «завтрак» – отказались от церкви, затем был «обед», под которым подразумевали отказ от оружия, а в Канаде они должны совершить «вечер» (ужин) – полностью отказаться от собственности, прежде всего, на землю. Постепенно социальный протест перерос в неприятие всей капиталистической системы и чужой культуры. В религиозных представлениях этой группы духоборов усилился мистицизм. В вожде «свободники» по-прежнему видели «Христа», но большое значение они стали придавать внутреннему откровению, собственные мысли и сновидения обычно истолковывали как Божье послание, исходящее от «Христа». Попытки П.В. Веригина, перед которым они преклонялись, заставить их прекратить поджоги и «головство» не дали результатов, т.к. «свободники» были уверены, что вождь их только проверяет, а фактически он с ними заодно. В начале 1950 гг. в Канаде жили около 2 тыс. «свободников». «Свободники» оказывались в тюрьмах, в 1930 и 1950 гг. у них отбирали детей, которых помещали в закрытые детские учреждения.

 



 
PR-CY.ru