ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 10

В этом «псалме» изложены евангельские заповеди блаженства. В «псалмах» говорится об их значении в религиозной жизни духоборов: «Пение псалмов... отженяет тьму, содевает святыню человеку на укрепление ума, заглаживает грехи..., прибавляет веру, надежду и любовь, яко солнце, просвещает, тако водой очищает, яко огонь, опаляет, елеем умащает, дьявола постыдивает, а Бога показует». По представлению духоборов, чтение «псалма» равнозначно поставленной свече во славу Божию: «Ходим в истинную церковь и становим свечи неугасимые; свечи горят во храмине, а святая молитва в разуме». Как в храме каждый ставит свою свечу, так каждый молящийся на собрании читает свой «псалом», поэтому один и тот же «псалом» раньше никогда не читали дважды. «Псалмы» произносятся монотонно, негромко, т.к. это только внешнее моление, а главная молитва должна совершаться в сердце верующего. Сложилась и особая манера пения «псалмов»: с чуть приоткрытым ртом, с долгим распеванием гласных. Духоборы рассказывают, что эта манера сложилась у них в связи с необходимостью скрывать смысл учения от посторонних. Каждая большая семья духоборов является хранительницей определённого круга «псалмов»; когда на моление собираются представители разных семей, то складывается устная «Животная книга». Такая практика сплачивает общину, ведь каждый семейный клан таким образом является хранителем необходимой для всей группы части общего молитвенного последования. Среди оригинальных духоборческих «псалмов» выделяется группа вопросо-ответных текстов, составленных в форме катехизиса. Их создание исследователи относят к первой половине XVIII в., в процессе бытования они дополнялись новыми вопросами и ответами. Эта литературная форма была использована в конце XIX в. для изложения основных положений учения духоборов-«постников»: об отношении к насилию и к воинской повинности. Современные духоборы рассказывают, что вопросо-ответные «псалмы» были созданы для того, чтобы члены секты одинаково отвечали перед властями о своей вере, но главная их задача заключается в закреплении в памяти духоборов основных положений вероучения. На способ интерпретации текстов у духоборов оказали влияние труды польско-украинских богословов XVII в., испытавших на себе сильное воздействие схоластического католического богословия. Книга архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» была хорошо известна духоборам с 1770 гг., её содержание отразилось в «псалмах». В качестве «псалмов» (Пс. 316, 334) духоборы использовали два переложенных Димитрием Ростовским псалма Давида, а также польские кантычки, как полагают исследователи, переведённые на русский язык тем же святителем. Многие «псалмы» являются духовными стихами: общерусскими или старообрядческими, иногда измененными. Духоборы заимствовали у Михаила Васильевича Ломоносова переложенный им 26-й псалом Давида: «Господь – Спаситель мне и свет». Есть «псалмы», в которых отразились события из жизни секты. Вторая категория религиозных текстов духоборов – «стишки», в большинстве они являются русскими духовными стихами и вариациями на них. «Стишки» не произносятся на молитвенных собраниях, их можно читать и петь за праздничным столом на посиделках молодёжи.

 



 
PR-CY.ru