ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 9

Духоборам была чужда забота о собственности, нажитой трудом, но стяжательство всегда порицалось. В XVIII в. каждый из духоборов мог взять у единоверца всё, в чём испытывал нужду. Духоборам, считавших себя сынами Божьими, было присуще сознание собственной избранности; равенство людей, за которое ратовали, они понимали только в социальном плане, но вовсе не как равенство всех перед Богом. С целью доказательства своей богоизбранности духоборы интерпретировались библейскими сюжетами и включали их в собственную легендарную историю, начало которой велось от библейских отроков Анании, Азарии и Мисаила, отказавшихся поклониться истукану, воздвигнутому царём Навуходоносором. При исчислении генеалогии духоборы кровное родство заменяли духовным. Они переносили библейские сюжеты в те места, где жили. Так, Мария родила Иисуса не в Вифлееме, а в Закавказье, недалеко от того места, где позже поселились духоборы. На высокой горе, которая выделяется в горной гряде, окружающей Ахалкалакское плато, по одной из духоборческих версий, похоронены Авраам и Исаак и т.д. Научаемые «самим Христом», духоборы не видели необходимости в государственных законах и считали возможным подчиняться им только в тех случаях, когда они не противоречили Божественным установлениям. Однако на практике вопрос об отношении к государству и к воинской службе решался духоборами в зависимости от степени благосклонности правительства к секте. Среди духоборов было много служилых людей и казаков, участвовавших в военных кампаниях, с их стороны были высказывания о праве истинных христиан «защищать себя в границах» от неприятеля, а не нападать и убивать. Во время Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. в армии было несколько случаев отказа духоборов от оружия. Обряд богомоления секты заключается в чтении и пении «псалмов». Во время пения мужчины становятся в ряд, и последний подходит к первому, а потом по очереди к остальным, они берут друг друга за правую руку, как для рукопожатия, и, не разжимая рук, троекратно кланяются один другому (образу Бога в человеке), и целуются. То же делают отдельно стоящие женщины. Затем мужчины и женщины кланяются друг другу. Конфессиональные тексты духоборов, к которым относятся помимо «псалмов» «стишки», а также молитвы-заговоры, легенды и пророчества вождей, санкционированы «старичками» и главой секты. Наибольшее значение среди конфессиональных текстов имеют «псалмы», содержащие изложение вероучения секты. «Псалмы» разнородны по составу. Часть их – это близко к тексту или вольно пересказанные псалмы Давида, отрывки из Нового, реже Ветхого Завета, церковные молитвы, стихи литературного происхождения, чаще принадлежащие церковным авторам: митрополиту Стефану (Яворскому), Димитрию (Савичу-Туптало), духовные стихи, апокрифические произведения (например, «Сон Богородицы») или заимствования из них (например, в Пс. 43 присутствуют заимствования из «Беседы трёх святителей»), а также заговоры. Отличительным признаком «псалма» является заключительная фраза: «Богу нашему слава», которой в XVIII в., по-видимому, не было. По преданию, первым «псалмом» духоборов был «псалом» «Узрев много народу, взыйдет на гору» (современные духоборы кратко называют его «Узрех»), который молодому И. Побирахину вложил в уста его св. отец (подразумевается Бог).

 



 
PR-CY.ru