ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 2

Указом от 16 декабря 1804 г. к единоверцам в Таврию было разрешено переселиться тамбовским и воронежским духоборам. Указы о переселении распространялись только на государственных крестьян, но в первые годы воспользоваться ими удалось и небольшой группе удельных крестьян, судьбу крепостных духоборов решали помещики. На новом месте духоборы в течение пяти лет освобождались от податей, надзора православных священников, им предоставлялось по 15 десятин земли на ревизскую душу. В Таврии духоборы со временем основали девять селений, получивших название Духобории, с центром в селе Терпенье, где находился так называемый Сиротский дом. В нём жили старики, в годы гонений потерявшие близких, он же был резиденцией вождя, духовным центром – Сионом и Отечеством «Божьего народа». В 1818 г. проездом в духоборческих селениях побывал Александр I. Власть в секте стала переходить по наследству. Сын И. Побирахина Савелий Капустин-Кормилец (1743 – около 1820 гг.) и внук Валерий Калмыков создали на Молочных Водах духоборческое государство, в котором наряду с легальной низшей властью в лице волостных голов, старост, выборных и сотских существовала другая система власти: «доверенные» и их помощники во главе с вождём, которым полностью подчинялась волостная и сельская администрация. Духоборам было запрещено обращаться в суд, все тяжбы и конфликты между членами секты решались внутри общества. Любое неподчинение верхушке секты или религиозное своемыслие жестоко каралось. Духоборческая секта со второй половины XVIII в. до декабря 1886 г., когда пресеклось наследование власти в секте одной семьёй, не знала ни расколов, ни даже разномыслия. Отношение государственной власти к духоборам изменилось в конце царствования Александра I, после восшествия на престол императора Николая I преследования сектантов возобновились с новой силой. В 1825–1826 гг. были приняты постановления о водворении духоборов, вновь обнаружившихся среди донских казаков, на Кавказскую линию. Указом от 20 октября 1830 г. переселение сектантов из внутренних губерний в Новороссийский край было прекращено, и всех вновь обнаруживавшихся религиозных диссидентов стали ссылать в закавказские провинции, чтобы изолировать их от православных и с целью колонизации края. В 1834–1839 гг. велось следствие о преступлениях духоборов, совершённых ими в Таврии. Духоборы обвинялись по 62 пунктам, в том числе в убийствах и истязаниях, совершённых ими ради предотвращения разглашения духоборческого учения и в качестве наказания за предательство интересов секты, а также в укрывательстве дезертиров и бродяг. В январе 1841 г. до сведения духоборов было доведено «Объявление», составленное новороссийским и бессарабским генерал-губернатором Михаилом Семёновичем Воронцовым, в котором он сообщил волю государя переселить всех нераскаявшихся в своём заблуждении духоборов в закавказские провинции. В 1841–1845 гг. туда было выселено 5 тыс. человек. К концу XIX в. в Закавказье и в Карсской области проживало около 20 тыс. духоборов. Очень быстро Духобория с центром в селе Гореловка Ахалкалакского уезда Тифлисской губернии опять превратилась в экономически сильное теократическое мини-государство с вождём «Христом» во главе.

 



 
PR-CY.ru