Словарь по христианству Д ДУХОБОРЫ, духоборцы

ДУХОБОРЫ, духоборцы

ДУХОБОРЫ, духоборцы – русская христианская секта. Предположительно секта возникла в начале XVIII в. на территории Слободской Украины. К 1730–1740 гг. относится появление очагов духоборчества в Тамбовской и Воронежской землях, к 1770 гг. духоборы появились также на землях войска Донского, на территории Екатеринославского наместничества в Новороссийском крае. Сведения о первых проповедниках духоборческого учения скупы и носят легендарный характер. В «псалмах» духоборов в качестве первого учителя упоминается некий «мудрец» Едом, в 1740 гг. в селе Охочем на Слободской Украине духоборческое учение проповедовал отставной прусский унтер-офицер. В 1730 гг. в селе Горелом Тамбовского уезда в качестве проповедника духоборческих идей подвизался «польский жид», или беглый поляк. После него приблизительно до конца 1770 гг. вождём секты, имевшей иерархическое устройство, был И. Побирахин по прозвищу Радость, сначала нелегально живший в Горелом, а с 1763 г. скрывавшийся среди духоборов. Вождь почитался духоборами как «воплощение» Христа Сына Божия. Секта духоборов никогда не была массовой и широко распространённой, даже в период расцвета её численность не превышала 20 тыс. человек. Социальной базой секты стали, прежде всего, служилые люди – однодворцы и казаки. Большую группу составляли государственные и дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне, число помещичьих крестьян среди духоборов было невелико. По этническому составу среди сектантов преобладали русские, было много украинцев, в конце XVIII в. к духоборам примкнуло небольшое число ясашных крестьян из тамбовской мордвы. Название «духоборы» было дано сектантам Славянским архиепископом Никифором (Феотоки) в 1786 г., сами себя они именовали «сынами Божьими», «людьми Божьими» и лишь в конце XVIII – начале XIX вв. приняли слово «духоборы» как самоназвание. Сектанты придали ему символическое значение: «Мы же Богу духом служим, духом избираем, духом бодрствуем, от духа меч берём, духовным мечом и воюем». Власти долго не знали о существовании секты. Лишь после обнародования в 1767 г. проекта нового Уложения, в котором осуждалось преследование за веру, духоборы объявили о себе. В 1768 г. они приходили в Санкт-Петербург к императрице Екатерине II с жалобой на притеснения от местных властей. Терпимое отношение императрицы к духоборам не нашло поддержки у православных иерархов, инициировавших преследования и следствие по их делу (многие выявленные духоборы были отданы в солдаты, дети до пяти лет переданы на воспитание православным крестьянам). После этого секта ушла в глубокое подполье, её центр переместился в село Богдановка Екатеринославского наместничества. С 1770 гг. явных и выявленных следствием духоборов ссылали в Архангельскую губернию, в Прибалтийский край, в Финляндию, на Урал и в Сибирь. В секте существовала общая казна, созданная для дачи взяток чиновникам, оказания помощи арестованным и ссыльным духоборам. Указом императора Александра I от 25 января 1802 г. ссыльным екатеринославским и слободско-украинским духоборам было разрешено поселиться в Новороссийской губернии на землях около реки Молочные Воды (позже Таврическая губерния) среди ногайцев и немецких колонистов.

 



 
PR-CY.ru