ДРЕВНЕРУССКИЕ, ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ВЛИЯНИЯ

ДРЕВНЕРУССКИЕ, ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ВЛИЯНИЯ на книжность южных славян (последняя четверть XII – середина XIII, XVI–XVII вв.), периоды активизации русско-южнославянских связей в рамках средневекового конфессионально-культурного (кирилло-мефодиевского, или славяно-византийского) единства, во время которых представители Болгарской и Сербской церквей обращались к древнерусской (восточнославянской) книжной традиции. В процессе древнерусского влияния происходило восполнение корпуса переводных и оригинальных текстов у южных славян, в первую очередь, богослужебных и уставных, оскудевшего вследствие неблагоприятных культурно-исторических условий (длительного иноземного и (или) иноверного владычества). Термин «влияние» применительно к этим связям носит условный характер, поскольку их инициатором и реализатором неизменно выступает воспринимающая сторона. Изучение древнерусского влияния как культурно-исторического феномена (период XVI–XVII вв., от которого сохранилось большее число свидетельств) началось в конце XIX в., в первую очередь, в трудах Михаила Нестровича Сперанского. Несмотря на отдельные свидетельства распространения восточнославянских книжных памятников в XII–XIII вв. у южных славян (исследование периода XII–XIII вв. началось в первой четверти XX в.), ставшие известными исследователям со второй четверти XIX в. (наблюдения Александра Христофоровича  Востокова над южнославянским Прологом), до конца XIX столетия в историко-филологической литературе (включая отечественную) господствовало убеждение, что русская книжно-литературная традиция в межславянских средневековых культурных связях выступала лишь в качестве воспринимающей стороны. В середине – второй половине XX в., когда тема привлекала большое внимание болгарских и югославянских учёных, исключительное значение для изучения русско-южнославянских культурных связей XII–XIII вв. имели работы Владимира Александровича  Мошина. В них была расширена источниковая база, выделены новые направления исследования и предпринята попытка вписать феномен древнерусского влияния в политический и культурно-исторический контекст. С середины 1980 гг. возникает новый интерес к теме, сопровождающийся систематизацией уже накопленного материала и выявлением новых памятников. В современной болгарской филологической науке (прежде всего, в трудах Р. Павловой и её учеников) связи XII–XIII вв. сводятся к почитанию русских святых на славянских Балканах, остальные их аспекты отрицаются (распространение восточнославянских переводов) либо игнорируются (не учитываются никакие памятники помимо житийных и памятей в месяцесловах). При изучении русско-южнославянских связей XVI–XVII вв. и их продолжения в позднейшее время был накоплен большой фактический материал, но после работ М.Н. Сперанского отсутствуют обобщающие исследования.

 



 
PR-CY.ru