ДАНИИЛ Чёрный - Страница 11

Но уже сейчас исследователи говорят об ошибочности мнения о большом количестве работавших над иконостасом мастеров, полагая, что комплекс был создан двумя художниками – Даниилом и Андреем Рублёвым, которым помогали несколько учеников-подмастерьев. Некоторые исследователи в качестве предположения выдвигают версию о разделении художниками всей работы пополам: преподобный Андрей написал правую часть иконостаса, Даниил – левую: иконы от «Богоматери» до «Великомученика Димитрия Солунского» в деисусном чине, от «Благовещения» до «Тайной вечери» и «Преподания хлеба» в праздничном ряду (в этой половине первая икона, вероятно, утрачена, а «Омовение ног» относится к его правой части), от «Пророка Моисея (?) и царя Давида» до «Пророка Иакова (?) и Даниила» в пророческом ряду. Если деисусный ряд выполнен Даниилом и Андреем Рублёвым почти полностью собственноручно, то в следующих рядах исследователи предполагают большее участие учеников (плохая сохранность этих икон не позволяет им сделать окончательный вывод). Большие сложности вызывает атрибуция иконы «Спас в силах» и царских врат (возможно, «Спас в силах» написан преподобным Андреем, а царские врата – Даниилом, но это предположение нуждается в дальнейшем уточнении). После выполнения работ в Троицком монастыре художники возвратились в Андроников монастырь, где прожили ещё несколько лет. Житие Сергия Радонежского повествует, что старец Андрей вместе с игуменом Александром и другими старцами (возможно, в первую очередь, с Даниилом, отдельного упоминания о котором здесь нет) хорошо управлял монастырскими делами (вероятно, к этому времени Даниил и Андрей Рублёв были соборными старцами). Говорится, что они «создали» «церковь каменную», т.е. им могла принадлежать инициатива построения храма, а также общее руководство стройкой (это не значит, что они выступали в качестве зодчих), и, возможно, вложили в его строительство личные средства. Собор мог быть сооружён в 1423–1425 гг., а расписан в 1425–1427 гг. Однако расписывал храм один Андрей Рублёв. Очевидно, Даниил из-за физической немощи уже был не способен к выполнению сложных монументальных работ. После окончания росписи собора художники прожили мало: сначала скончался Андрей Рублёв, за ним вскоре заболел и умер Даниил. Согласно Краткой редакции Жития Никона и восходящим к ней сведениям главы «Об открытии мощей св. Сергия» некоторых редакций Жития преподобного Сергия, художники умерли незадолго до кончины игумена Никона, т.е. за несколько месяцев до 17(25) ноября 1427 или 1428 г. (материалы архитектора Петра Дмитриевича Барановского о кончине Андрея Рублёва 29 января (6 февраля) 1430 г. исследователями признаются фальсификацией). Принимая во внимание некоторую специфику Жития как исторического источника, а также несоответствие сведений краткого Жития Никона другим источникам, исследователи считают более вероятным, что художники всё же на несколько лет пережили игумена Никона (условно считается, что Андрей Рублёв и Даниил скончались около 1430 г.). Между кончиной «содругов» существовал (принимая во внимание свидетельство Пространной и Краткой редакций «Жития» Никона и «Духовной» Иосифа Волоцкого о явлении преподобного Андрея Даниилу перед смертью) временной разрыв – не менее 40 дней.

 



 
PR-CY.ru