ДЖАЙНИЗМ - Страница 8

В самом общем виде знание в джайнизме характеризуется как непосредственное, прямое, т.е. полученное без посредства органов чувств, и опосредованное, или косвенное. Знание может быть получено посредством: чувственного восприятия и логического вывода (мати); изучения священных джайнских писаний или со слов учителя (шрута); ясновидения (авадхи), т.е. знания происходящих в других местах событий и явлений; телепатии (манах-парьяя), т.е. чтения чужих мыслей на расстоянии; всеведения (кевала джняна). Первые три могут быть как истинными, так и ложными; последние две – только истинными. Чувственно-логическое знание и знание из писаний считаются в джайнизме опосредованными, поскольку для их получения необходимы сигналы от органов чувств и ума, тогда как телепатия, ясновидение и всеведение являются непосредственными. Процесс познания состоит из четырёх ступеней: восприятия в общих чертах (аваграха), предварительного усилия (иха), распознавания (авая) и удержания в памяти (дхарана). Первая ступень связана с общим представлением предмета, когда он попадает в поле зрения субъекта. Вторая ступень означает восприятие деталей объекта. Третья соотносится с выделением предмета из целого класса объектов познания. На четвёртой ступени происходит запоминание воспринятого и сохранение его в памяти таким образом, чтобы использовать полученное знание в дальнейшем. Принципиальной установкой джайнской теории познания является положение о невозможности полного и адекватного выражения нашего знания о каком-либо предмете или явлении внешней действительности в рамках одного подхода или одной точки зрения. В познании необходимо ориентироваться на многомерность и многогранность реальности и учитывать в теоретических построениях множество точек зрения, поскольку сама действительность является «неодносторонней» (анэканта). Эта доктрина включает два раздела: учение о точке зрения (найявада) и доктрину «некоторым образом» (сьядвада). Найявада учит о возможности рассмотрения всякого предмета с семи точек зрения: найгамья понимается в джайнской философии двояко: либо как целевая, телеологическая, либо как подход, учитывающий общие и специфические свойства рассматриваемого объекта; самграха – общая; вьявахара – обыденная, популярная; риджусутра – пространственно-временная; шабда – контекстуальная; самабхирудха – этимологическая; эвамбхута фиксирует только одно значение корня применительно к данному объекту. Однако многие джайнские мыслители часто использовали только вторую точку зрения (по мнению исследователей, под влиянием буддийской философии): подлинную, чистую, настоящую (нишчая, шуддха, бхутартха найя) и обыденную, нечистую, ненастоящую (вьявахара, ашуддха, абхутартха найя). Подлинное понимание заключается в объяснении природы реальности в её абсолютной чистоте, неподверженности влиянию окружающих обстоятельств, незатронутости ничем внешним. Обыденная же точка зрения описывает субстанции в её внешних проявлениях, подверженных чуждому влиянию извне, и представляет собой популярное изложение предельных истин для основной массы адептов.

 



 
PR-CY.ru