ДЖАЙНИЗМ - Страница 2

Он правил долго и успешно, но его душа не была удовлетворена мирскими благами: стремление царя достичь материального преуспеяния пробудило в нём жажду духовных совершенств и привело к осознанию тщетности всего земного. Он решил отказаться от мира и оставить царство сыновьям. На восьмой день тёмной половины месяца чайтра Ришабха сел под дерево ашока, снял все одежды и украшения, вырвал волосы на голове и принял обеты аскета. Правителем большей части царства стал старший сын Ришабхи Бхарат, вступивший в борьбу с братом Бахубали. Во время битвы, после того как выпущенный Бхаратом диск-чакра не причинил ему вреда, Бахубали прямо на поле битвы осознал всю тщетность своих притязаний и объявил брату, что отказывается от царства и желает стать аскетом. Отправившись в лес и практикуя суровую аскезу, Бахубали медитировал стоя так долго, что лианы обвили его тело. После годичной безрезультатной медитации он понял, что препятствием к духовному пробуждению является его гордость своими аскетическими подвигами и зависть к обретшим просветление раньше его. Однако при помощи сестёр Брахми и Сундари Бахубали удалось достичь цели. Для джайнизма легенда о Бахубали и его брате чрезвычайно важна, поскольку она подчёркивает подвиг младшего сына Ришабхи, отказавшегося от всего мирского, и является иллюстрацией к теории «неодносторонности»: то, что, с одной стороны, представляется ценным (власть и богатство), с другой – является бесплодным и тщетным. Значимость этой истории отражена в огромных статуях, которые воздвигли джайны в честь Бахубали. По всей Индии подобных монументов насчитывается более 20, часть их была возведена уже в XX в. Самая известная 19-метровая статуя, высеченная из цельного камня, находится на вершине горы в Шраванабелголе на юге страны. Среди других тиртханкаров особое внимание уделяется 16-му, Шантинатхе. Согласно традиции, с него началась непрерывная передача джайнизма. Относительно 19-го тиртханкара существуют разногласия между последователями Махавиры: одно направление считает его мужчиной по имени Маллинатха, другое – женщиной с именем Малли. Из легендарных предшественников Махавиры единственным, реально существовавшим был, как полагают исследователи, 23-й тиртханкар Паршва, или Паршванатха, с деятельностью которого в джайнизме связывают так называемые четыре добродетели, или четыре воздержания (чатур-дхарма, чатур-яма): ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неворовство (астея) и непривязанность (апариграха). Согласно жизнеописанию Джины, его родители были последователями Паршвы. Однако именно Махавира, последний тиртханкар, создал джайнскую общину. Основатель джайнизма Джина Махавира Вардхамана, родился в семье кшатрия Сиддхартхи, главы рода Джнятри, в большом городе Кундаграма, пригороде Вайшали (близ современной Патны, штат Бихар). Согласно одной из легенд, первоначально Махавира был зачат в лоне брахманки Дэвананды. Поскольку будущий проповедник джайнизма и спаситель мира должен был принадлежать к кшатрийскому сословию, боги поручили Индре перенести зародыш Махавиры в лоно кшатрийки Тришалы, сестры вождя племени личчхавов Четаки.

 



 
PR-CY.ru