ДЖАЙНИЗМ

ДЖАЙНИЗМ – одно из древнейших религиозно-философских учений, возникшее в VI в. до н.э. в Индии, фактическим основателем которого был Джина Махавира Вардхамана. От религиозного титула «джина» (санскр. – победитель) пошло название приверженцев джайнизма – «джайны» (букв. – сторонники, последователи Джины) и само наименование «джайнизм». Исторически джайнизм возник как одно из течений в среде шраманов – независимых духовных искателей, противостоящих бразманизму и отрицающих авторитетность корпуса литературы Вед, содержащееся в них учение и эффективность ведийских жертвоприношений. Джайнизм известен проповедью ненасилия, непричинения вреда всему живому (ахимса), распространяемых не только на сферу этических предписаний и на образ жизни человека, но и на теоретические построения в форме тезиса об одушевлённости всего сущего (включая камни, землю, воду, огонь и т.п.) и на доктрину анэкантавада (букв. – учение о неодносторонности). Так же как и буддизм, джайнизм в качестве главной религиозной задачи выдвинул достижение освобождения (см. статьи Мокша, Нирвана) от круговорота сансары, но в отличие от последователей Будды джайны основным средством на пути освобождения считали суровую аскезу, способствующую скрупулёзному соблюдению принципа ненасилия. Джайнизм не получил широкого распространения в Индии и за её пределами, хотя и пользовался в разные периоды истории определённой поддержкой некоторых правящих династий (Гупта, Нанда, Паллава, Ганга и др.), а также императора Ашоки. В современной Индии джайны насчитывают более 3 млн. последователей (0,4% всех верующих), проживающих, в основном, на территории штатов Раджастхан, Гуджарат, Орисса, Махараштра, Карнатака. Согласно преданию, в каждую мировую эпоху с целью спасения всех живых существ джайнизм провозглашает очередного тиртханкара (букв. – создатель переправы, брода), который указывает всем страждущим путь на «другой берег» существования – в нирвану. Таких спасителей в джайнизме насчитывается 24: Ришабханатха, Аджитанатха, Самбхаванатха, Абхинандана, Суматинатха, Падмапрабха, Супаршванатха, Чандрапрабха, Сувидхинатха (или Пушпаданта), Шиталанатха, Шреямсанатха, Васупуджья, Вималанатха, Анантанатха, Дхарманатха, Шантинатха, Кунтхунатха, Аранатха, Маллинатха, Мунисуврата, Наминатха, Неминатха (или Ариштанеми), Паршванатха и Махавира (имена могут отличаться в разных списках). Первый тиртханкар, легендарный основатель джайнизма, Ришабха (Ришабхадева/Ришабханатха), или Адинатха, играет роль своеобразного «культурного героя», поскольку в традиции с его именем связывается обучение людей сельскому хозяйству, 72 «мужским» и 64 «женским» ремёслам и искусствам. Его дочь Брахми обучила людей алфавиту, положив тем самым начало литературе («брахми» – название одного из древнеиндийских шрифтов). По легенде, именно Ришабха разделил людей на профессиональные (не кровнородственные) сословия-варны, жрецов (брахманы), царей и воинов (кшатрии), торговцев и земледельцев (вайшьи). Ришабха был царём, чьё справедливое и мудрое правление принесло благополучие и процветание его подданным.

 



 
PR-CY.ru