ДЖАЙНИЗМ - Страница 12

В качестве подношения образам они используют шафран, цветы, фрукты, благовония и зажигают в храмах огонь (арати), который потом распределяют между верующими в качестве благословения-прасада. Школа распространена в Махараштре, Гуджарате, Раджастхане и Карнатаке. Терапантха (тринадцатый путь) – движение, возникшее в 1626 г. в Северной Индии как результат недовольства возросшим влиянием лидеров-бхаттараков и их образом жизни. Эта школа никак не связана с одноимённой шветамбарской традицией. Её последователи подносят образам тиртханкаров белый и цветной рис, смешанный с сандаловой пастой, одежды, сандал, миндаль, кокос, но не используют в ритуалах цветы, фрукты, огонь-арати, и у них нет идеи прасада. Таранапантха названа по имени основателя Тарана Свами (1448–1515 гг.), её адепты поклоняются не образам, а священным книгам (самая-сара), включая 14 книг, автором которых является Тарана Свами. Отсюда ещё одно название школы – «самаяпантха». Основной акцент в таранапантхе делается на медитации и изучении писаний, а не на обрядах и ритуалах. Школа принимала мусульман и низкокастовых индусов. Её немногочисленные последователи проживают в штатах Мадхья-Прадеш и Махараштра. Гуманапантха – небольшая секта последователей пандита Гумани Рама, или Гумани Рая, сына джайнского ученого пандита Тодарамала. Отличительной чертой этой традиции является строгий запрет на зажигание огня-арати в храме, трактуемое как нарушение принципа ахимсы. Тотапантха возникла как компромиссный вариант между бисапантхой и терапантхой, поскольку сторонники этой секты по ряду доктринальных вопросов придерживаются взглядов как бисапантхи, так и терапантхи. Её немногочисленные последователи проживают только в некоторых районах штата Мадхья-Прадеш. «Канджипантха» – название современной школы, основанной Канджи Свами (первоначально аскетом-стханакавасином, ставшим дигамбаром-мирянином), популяризатором сочинений и проповедником идей дигамбарского учителя Кундакунды (III–IV вв.), и получившей распространение среди образованной части джайнского общества. Сторонники Канджи Свами отдают предпочтение, скорее, духовным и интеллектуальным занятиям и медитации, чем соблюдению различных ритуалов и аскетических практик. Школа распространена в Гуджарате и Раджастхане. Во главе монашеской общины стоит учитель (ачарья), за ним идут наставники (упадхъяя), ответственные за образование остальных монахов и изучение ими писаний; старшие (стхавира) следят за монашеской самодисциплиной; проповедники (правартака) заняты проповедью джайнского учения. Малые группы монахов возглавляют руководители (ганины). Если монах (садху) хорошо разбирается в джайнских писаниях, он носит титул «паньяса». Если монахиня (садхви) в джайнизме руководит небольшой группой, она может носить титул «махаттара» (букв. – величайшая) и выступать в качестве проповедницы (правартини) учения. Миряне и мирянки вместе с монашеской общиной составляют джайнскую тиртху (букв. – переправа, брод). Хотя джайны не занимаются активной миссионерской деятельностью, тем не менее, джайнские общины существуют не только в Индии, но и за её пределами (в Европе, США и Восточной Африке).



 
PR-CY.ru