ДЖАЙНИЗМ - Страница 9

Именно теория второй точки зрения оказалась наиболее популярной среди джайнских философов при анализе природы духовной субстанции, взаимоотношений кармы и души, механизма освобождения. Джайнская сьядвада (сьяд, букв. – возможно, некоторым образом) заключается в описании любого объекта с семи позиций: «некоторым образом существует» (сьяд асти), «некоторым образом не существует» (сьяд насти), «некоторым образом существует и не существует» (сьяд асти ча насти ча), «некоторым образом неописуема» (сьяд авактавьям), «некоторым образом существует и неописуема» (сьяд асти ча авактавьям ча), «некоторым образом не существует и неописуема» (сьяд насти ча авактавьям ча), «некоторым образом существует, не существует и неописуема» (сьяд асти ча насти ча авактавьям ча). Подобная ориентация на многомерность реальности и контекстуальность её описания в сфере познания является выражением идеи ненасилия (ахимса). Учитывая различные аспекты сущего в процессе познания и вынесения суждений, сознание тем самым «ненасильственно» воспринимает реальность, не отсекая и не нанося «вреда» ни одной из её сторон или граней. Вся джайнская этика в «свёрнутом» виде выражается учением о «трёх жемчужинах» (триратна), трёх этических идеалах – правильном знании, правильном видении и правильном поведении. Первое заключается в знании учения Махавиры, второе – в вере и видении мира таким, каким его описывают тиртханкары, а третье – в поведении, соответствующем предписаниям этики джайнизма. «Три жемчужины» составляют Путь Освобождения, главная цель которого – освобождение (мокша) души от кармы. Этот Путь включает несколько этапов, основными из которых являются остановка притока кармы в душу и уничтожение накопленной кармической материи. Чтобы остановить приток кармы, необходимо принять и практиковать следующие условия: соблюдение пяти великих обетов (ненасилие, неворовство, правдивость, непривязанность и целомудрие); осторожность в еде, хождении, речи, принятии вещей и т.д.; троякий контроль (над телом, речью и умом); высшую степень десяти добродетелей (кротость, смирение, непреклонность, чистота, правдивость, самообуздание, аскеза, отказ от тела, отрешённость, целомудрие); размышление о бренности и нечистоте этого мира, необходимости достижения освобождения, различии дживы и адживы и т.д.; самообладание; уединение для медитаций. Уничтожение кармы предполагает всё вышеперечисленное, а также различные виды аскетической практики (отказ от деликатесов, вкусной пищи, ограничение в пище и т.п.). Однако наиболее эффективным средством для достижения освобождения души от кармической зависимости является медитация (дхьяна). Благодаря жёсткой аскезе джива может стать освобождённой душой, сиддхой (букв. – достигший), и больше никогда не воплощаться. Освобождение в джайнизме считается естественным состоянием души, в котором джива полностью проявляет своё чистое сознание и пребывает в вечном блаженстве всеведения. В этике джайнизма существует представление о «святой смерти» – саллекхана (букв. – соскрёбывание), под которой понимается умерщвление себя посредством полного отказа от пищи и питья. Подобным образом закончить жизнь разрешается лишь аскетам после 12 лет предварительной подготовки и с разрешения духовного наставника. Не все школы и секты джайнизма поклоняются образам тиртханкаров и проводят религиозные церемонии в храмах. Но основная масса адептов, в особенности монахи, выполняет определённые ритуалы, среди которых есть домашние и храмовые обряды.

 



 
PR-CY.ru