ДЖАЙНИЗМ - Страница 6

Канон дигамбаров включает четыре раздела (веды): пратхама-ануйогу (букв. – исследование о первом) – сочинения по мировой «истории»: «Падмапурана» Равишены, «Харивамшапурана» и «Адипурана» Джинасены, «Уттарапурана» Гунабхадры; карана-ануйогу (букв. – исследование причин) – тексты по космологии: «Сурьяпраджняпти», «Чандрапраджняпти», «Джаядхавала»; дравья-ануйогу (букв. – исследование субстанции) – философские трактаты: «Правачана-сара», «Панчастикая-сара», «Нияма-сара» и «Самая-сара» Кундакунды, «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати с комментариями Самантабхадры, Пуджьяпады, Акаланки и Видьянанды; чарана-ануйогу (букв. – исследование поведения): «Мулачара» Ваттакеры, «Триварначара» и «Ратнакарандашравакачара» Самантабхадры. Иногда дигамбарским каноном называют два текста на пракрите: «Саткхандагаму» и «Касая-пахуду». Джайнская космография описывается в следующих девяти категориях (падартха): душа (джива), не-душа (аджива), приток (асрава) кармы, связанность (бандха) души кармой, остановка (самвара) притока, уничтожение (нирджара), освобождение (мокша), добродетель (пунья) и порок (папа). Первые две категории описывают устройство мира, остальные характеризуют отношения между двумя первыми и обозначают конечную цель существования. В джайнизме всё сущее представляет собой проявления шесть сущностей – души (джива) и пяти видов не-души (аджива). Джива есть бестелесная, неуничтожимая активная сущность, главным атрибутом которой является сознание (четана) и его направленность (упайога), выступающая в двух видах: знании (джняна) и видении (даршана). По природе всякая душа обладает четырьмя безграничными свойствами: правильным знанием, правильным видением, правильной силой и правильным поведением. Душ существует множество, и они населяют собой весь мир. Степень одушевлённости всего существующего зависит от количества пран – особых психофизических факторов всякой души. В джайнизме насчитывается четыре вида таких пран – сила, дыхание, жизнь, чувства. Количество чувств у души может быть от одного (как у воды, огня, земли и воздуха) до пяти (как у человека или бога). Джива также характеризуется наличием особого «цвета» (лешья), или свечения (чёрный, тёмно-синий, серо-сизый, жёлтый, розовый и белый), и таким свойством, как соразмерность занимаемому телу. Последнее положение отличает джайнизм от остальных учений Индии. Помимо перечисленных атрибутов джива обладает различными модусами, способами проявления, которые определяются способностью души переходить с одного уровня существования на другой, из одного тела в другое. Дживы, имеющие одно чувство, воплощаются в воде, огне и т.д., наделённые двумя – в теле червя, тремя – в теле муравья, четырьмя – в теле пчелы. Высшие дживы, обладающие пятью органами чувств, могут воплотиться в теле человека, бога, животного или обитателя ада. Удел души определяется степенью её зависимости от не-души и связанности с ней. К сфере не-души (аджива) джайны относят материю (пудгала), условия движения (дхарма) и покоя (адхарма), пространство (акаша) и время (кала).

 



 
PR-CY.ru