БОККАЧЧО Джованни - Страница 4

Система нравственно-эстетических оценок реальности была реализована не только в новеллах, но и в обрамлении «Декамерона». Это – не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение. Обрамление скрепляет новеллы изнутри. Оно – органическая часть общей художественной структуры, позволившая Боккаччо не просто собрать по-новому переосмысленные античные и средневековые фабулы, но и показать процесс их общественного переосмысления. В пределах обрамления наглядно видно перерастание раннебуржуазного индивидуализма в исторически новое общественное, национальное сознание итальянского Возрождения. Изображение в соответствии с требованиями и законами природы рассматривается в «Декамероне» не просто как результат непосредственного эстетического восприятия, а как результат исторически нового, «правильного» понимания окружающей человека действительности. Это понимание очищено от субъективизма. «Правильность» такого нового понимания гарантирована в «Декамероне» целостным видением мира и его социальной структуры. Рассказчики во много похожи друг на друга, говорят на одном языке. Они похожи друг на друга потому, что похожи на гуманиста Боккаччо. Строя обрамления, автор стремился показать не феодально-сословную разобщённость, а объединяющую новых людей интеллигентность и человечность. Близость друг к другу рассказчиков «Декамерона» – это единомыслие и единодушие людей Возрождения в их по-гуманистически новом отношении к тому феодально-сословному миру, в котором живут герои рассказываемых новелл. «Декамерон» – не пир во время чумы. «Чёрная смерть», изображённая в обрамлении, – это реальная эпидемия 1348 г. и в то же время – символ общественного разложения старого мира. По Боккаччо, чума вовлекла Флоренцию в хаос анархии, разорвав сугубо человеческие и социальные связи между людьми, поправ тем самым законы природы. Общество рассказчиков стремится преодолеть общественный хаос и анархию, противопоставить им гармонию и свободу нового, «естественного» человека. Рассказчики, покинув зачумлённую Флоренцию, сразу же восстанавливают попранные чумой социальные связи и вырабатывают что-то вроде конституции, потому что для них, как для людей Возрождения, всякая дисгармоничность является признаком нежизненности. В обществе «Декамерона» избираются короли и королевы, которых можно было бы именовать президентами, поскольку они меняются каждый день. Это общество – республика гуманистов и поэтов; её основа – свобода, цель – радостное наслаждение жизнью, в ней «каждый может доставить себе удовольствие, какое ему более всего по нраву». Эти удовольствия «естественны», но благопристойны и вполне интеллигентны. Смех, радостное жизнелюбие и свобода, царящие в созданном рассказчиками обществе, возникли не потому, что в зачумлённой Флоренции пал авторитет как божеских, так и человеческих законов, а, напротив, потому, что вопреки чуме «республика поэтов» сохраняет верность нормам общечеловеческой морали. Новеллы «Декамерона» не моралистичны, но по-ренессансному назидательны. Это – одно из следствий их реалистичности. Они рассказываются ради них самих, потому что рассказчиков интересует реальная жизнь вне её связи с потусторонним миром. В «Декамероне» учит сама природа, и учит она искусству жизни, а не искусству умирать, как того требовали от литературы средневековые авторитеты. Неправильно видеть в нём произведение по преимуществу сатирическое, но и не следует думать, будто Боккаччо не восстаёт против существующих социальных порядков. Для автора важнее всего было эстетическое утверждение новых и, как полагали гуманисты, вечных в своей общечеловечности идеалов любви, великодушия, ума, доблести, красоты и т.д. Однако в XIV в. утверждение гуманистических идеалов происходило в борьбе с религиозно-аскетической идеологией Средневековья, и потому Боккаччо не отказывался ни от сатиры, ни от социальной критики при изображении как феодального и купеческого общества, так и церкви.

 



 
PR-CY.ru