БОККАЧЧО Джованни - Страница 6

В «Декамероне» такая абстрактная схема ломается. Впервые католический монах изображается как земной человек – такой же, как все. Святости от монаха Боккаччо не требует, и плотью он его не попрекает. Нравственная мера у него одна – и для монаха, и для рыцаря, и для купца. Антиклерикальная сатира в книге Боккаччо присутствует, но её объектом почти никогда не бывает сластолюбие монахов. Монах для него – определённый общественно-исторический тип, один из представителей враждебной гуманизму идеологии. Однако из-за этого монах не перестаёт быть в «Декамероне» человеком, а потому и «типическим характером», значительно более широким в своём человеческом содержании, чем тип, который он, казалось, должен олицетворять. В ряде  случаев Боккаччо относится к монаху терпимее и снисходительнее, чем религиозные проповедники, связанные с городскими ересями. Как отдельному человеку, монаху в «Декамероне» могут быть свойственны и некоторые положительные черты, выводящие его за пределы идей и представлений «старого мира», а потому и обеспечивающие ему победу или, во всяком случае, удачу в том реальном мире, в котором он живёт на равных правах с остальными персонажами человеческой комедии Боккаччо. Представление о грехе претерпевает в обществе «Декамерона» радикальное изменение. Грехом против плоти оно считает уже не «плотский грех», а вынужденное целомудрие. В XVI в. «Декамерон» был внесён в «Индекс запрещённых книг» не за то, что Боккаччо смеялся над монахами, а за то, что он изобразил их правдиво и гораздо более всесторонне, чем это делали фаблио и антиклерикальная городская новелла. Не Боккаччо принадлежит почин реабилитации плоти, однако в его книге плоть опять, как у античных писателей, обрела пластичность и реальность. Эротика в «Декамероне» существует не ради неё самой и не для комического принижения человека, как это бывало в средневековой литературе. Она становится гуманистической и поэтичной, служит правдивому изображению природы человека и потому имеет большую идейную нагрузку. Боккаччо отнюдь не считал, что этот мир лучший из миров и что изменить его невозможно. В процессе рассказов «Декамерона» само его общество перевоспиталось и стало подлинно новым обществом Возрождения. Не ограничиваясь осмеянием прошлого, оно утверждает, особенно в конце книги, новые идеалы, которые обеспечивают вечную жизнь отдельному человеку и всему человечеству. Подражателей у Боккаччо в XIV в. было мало, и революционные эстетические концепции «Декамерона» оказались им не по плечу. Непонимание многими современниками, в том числе и Петраркой, идейного и художественного замысла «Декамерона» тяжело подействовало на Боккаччо и способствовало тому перелому в его творчестве, который нередко связывался с религиозным кризисом, якобы пережитым писателем в 1350 гг. и будто бы отбросившим его на позиции церковно-аскетической идеологии. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу «Ворон» («Il Corbaccio», 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный приём. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

 



 
PR-CY.ru