БОККАЧЧО Джованни - Страница 7

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373 г., когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочёл лишь малую часть. С приближением старости впечатлительный и неуравновешенный поэт, испытывая страх перед смертью, стал придавать большее значение вере и церковным обрядам. Однако творчество позднего Боккаччо не даёт исследователям оснований для констатации серьёзных изменений в его миропонимании. Перелом произошёл не под влиянием религиозных проповедников, а, скорее, в результате дальнейшего сближения с Петраркой, гуманистические концепции которого наложили отпечаток на последний период творчества Боккаччо. Судьба «Декамерона» как бы подсказала его автору мысль, что то новое общество, мечту о котором он воплотил в этой книге, ещё только предстоит создать и что этого не сделать, опираясь преимущественно на опыт народно-городской культуры. Боккаччо вступает на «петрарковский» путь построения новой культуры и вместе со своим старшим другом, ориентируясь на древность, закладывает основы тех studia humanitatis, которые должны будут стать идейной предпосылкой для расцвета ренессансной литературы, в том числе и на «народном языке», в Италии XV – начала XVI вв. Однако произведения, написанные им по-латыни, менее оригинальны и интересны, чем «Декамерон», «Фьезоланские нимфы» и «Фьямметта». Умер Боккаччо в Чертальдо. На его надгробии написано: «Studium fuit alma poesis» («Занятием его была благая поэзия»). Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно: «Декамерон» («Decamerone», 1348–1351), четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегория в духе Данте «Амето» («L'Ameto», 1342), сатира «Ворон», биографическая книга «Жизнь Данте Алигьери» («Vita di Dante», 1360–1363) и комментарии к 17 песням его «Божественной комедии», четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги. Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма «Филострато» («Filostrato», 1338) вдохновила Чосера на создание «Троила и Хризеиды», около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо, а поэма «Тезеида» («Teseida», 1339) дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в «Кентерберийских рассказах». Из «Декамерона» черпали образы и идеи также У. Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж. Свифт, Ж. Лафонтен, И.В. Гете, Д. Китс, Дж.Г. Байрон и Г.У. Лонгфелло. Из научных трудов Боккаччо лишь «Жизнь Данте Алигьери» и приложенные к ней «Комментарии к Божественной комедии» («Commento alla Commedia») сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берёт начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо «О злоключениях знаменитых мужей» («De casibus virorum illustribus»), «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus»), «О генеалогии богов» («De genealogia deorum gentilium») и «О горах, лесах, источниках...» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc.»), многое теряя из-за традиционного для Средневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы. Лит.: Шкловский В.Б. На пути к созданию характера как нового единства. – В кн.: Шкловский В.Б. Повести о прозе, т. 1. М., 1966; Боккаччо Дж. Амето: Комедия флорентийских нимф; Фьямметта. М., 1972; Боккаччо Дж. Стихи. – В кн.: Европейские поэты Возрождения. М., 1974; Хлодовский Р.Н. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982; Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983; Боккаччо Дж. Декамерон. М., 1997.



 
PR-CY.ru