БОГОПОЗНАНИЕ - Страница 3

Однако в другом месте евангелист Иоанн Богослов отмечает, что «никто не приходит к Отцу, как только через» Сына (Ин. 14:6). Апостол Павел говорит, что «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия», и что «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:11–12). Таким образом, эти новозаветные тексты начертывают триединый путь богопознания, в процессе которого происходит соединение не с безличным Божеством, а с каждой Ипостасью Святой Троицы. Это соединение связано с сыновством Богу, дарованным «детям Божьим» любовью Отца (1 Ин. 3:1), но будущее для «детей Божьих» ещё не открыто. Апостол Иоанн пишет: «Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Согласно евангелиям, богопознание «лицом к лицу» возможно лишь в будущей жизни. По мысли апостола Павла, «теперь же мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12). Процесс богопознания может совершаться под воздействием на человека как окружающей действительности, так и божественной благодати. В первом случае богопознание традиционно называется в догматических системах «естественным», а во втором – «сверхъестественным». В окружающем мире человек способен узреть Бога, потому что «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Так что для язычников, поклонявшихся «твари вместо Творца» (Рим 1:25), апостол Павел не находит никаких извиняющих обстоятельств, потому что они были в состоянии познать Бога, ибо то, «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим 1:11). Апостол убеждён: «...Невидимое Его (т.е. Божье), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим 1:20). Как апостол Павел в Новом Завете, так и царь Соломон в Ветхом Завете причину духовной слепоты, мешающей человеку в творении узреть Творца, видят в одном – в суетном образе его жизни: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13:1–2). По выражению апостола Павла, они «осуетились в умствованиях своих» (Рим 1:21). Если же человек ведёт внимательный образ жизни, то окружающий мир становится для него, как заметил епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (около 329 – 379 гг.), своего рода училищем, в котором он занимается богопознанием. При всей опосредствованности естественного богопознания и относительности представлений о Боге как Творце и Промыслителе, какие человек получает в таком училище, последнее нельзя считать для человека необязательным. Апостол Павел подчёркивает, что Бог «произвёл» людей «для обитания по всему лицу земли», чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:26–28). Богословы подчёркивают: вся человеческая история свидетельствует, что лучшие умы искали Бога везде – в красоте, разумности, целесообразности, величии, гармонии окружающего мира, который они называли «космосом» (греч. – порядок), в грозных явлениях природы, вызывавших у них удивление и трепет, в голосе своей совести. Великие греческие мыслители искали Бога на путях философии: Платон говорил об идее Блага, Аристотель – о Перводвигателе, Плотин – о Едином. Важным источником естественного богопознания служит самопознание человека, которое открывает человеку Бога, прежде всего, потому, что он носит в себе образ Божий. Известный богослов Парижской школы Владимир Николаевич Лосский (1903–1958 гг.) писал в «Мистическом богословии»: «Блаженный Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытался открыть в Нём то, что мы сами находим в своей душе, сотворенной по Его образу. Это – метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога». Несмотря на психологизм этого метода и неповторимое своеобразие каждой человеческой души, он важен и необходим в процессе естественного богопознания, поскольку, по мнению византийского богослова Иоанна Дамаскина (около 675 – около 750 гг.), «познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого» человека. Сообразность человека Богу один из великих каппадокийцев Григорий Богослов (Назианзин; 329–389 гг.) называет даже «сродством с Ним», обусловливающим стремление человека к богопознанию.

 



 
PR-CY.ru