БОГОПОЗНАНИЕ

БОГОПОЗНАНИЕ – теологическое понятие, в рамках которого определяются пути и пределы постижения человеком Бога, толкуемое христианами в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «...Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3). Понятие имеет смысл только в монотеистических религиях, для которых Бог есть, с одной стороны, основополагающий принцип бытия и его разумности, творец мира и человека, а с другой – личностное существо, вступающее с человеком в отношение, предполагающее веру, послушание и духовное общение. Соответственно, с религиозной точки зрения богопознание возможно как результат усилий человеческого разума (доказательства бытия Бога, теодицея) и как знание о Боге-Творце, извлекаемое «из рассматривания творений» (Рим. 1:20), а также посредством постижения самооткровения Бога (зафиксированного в священных текстах) и индивидуального опыта богообщения. Таким образом, можно говорить о трёх путях богопознания: собственно рациональном, экзегетическом (см. Экзегеза, Экзегетика) и мистическом (см. Мистика). Рациональное богопознание является отстранённым от своего непосредственного предмета и опирается на способности естественного разума. В его сферу входит религиозно-философское и теологическое рассуждение, а также интерпретация научного исследования «тварного мира». Богопознание как результат истолкования Откровения, содержащегося в писаном «слове Бога», опирается на веру в факт такого Откровения, причинно которого является принципиальная непостижимость для человеческого разума сущности и деяний Бога. Эта непостижимость, в частности, объясняется личностным характером божественного бытия, познание которого неотделимо от события и опыта личной встречи человека и Бога. Отсюда и необходимость непосредственного контакта с Богом, реализующегося, с религиозной точки зрения, в мистико-аскетической практике и в сфере религиозных переживаний вообще. Другой аспект богопознания – его связь с религиозным призванием и спасением. С философской точки зрения, познать нечто – это изведать нечто конкретным опытом. Познание на библейском языке – это реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия. Так, например, библейские слова «Адам познал Еву, жену свою» (Быт. 4:1) говорят о супружеском соединении Адама и Евы. Так же в Ветхом Завете познаются страдание (Ис. 53:3), грех (Прем. 3:13), война (Суд. 3:1), мир (Ис. 59:8), добро и зло (Быт. 2:17). Поэтому под словом «познание» исследователи понимают целую гамму различных смыслов. Считается, что Бога познают, когда испытывают Его суд (Иез. 12:15), совсем по-другому познают Его, когда вступают в Союз-Завет (Иер. 31:34) и постепенно входят в единство с Ним. Познание Бога в Ветхом Завете обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт. 1:27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Поэтому Бог Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Своё имя (Исх. 3. 14–15). Сорок лет Он водит избранный народ по пустыне, чтобы тот утвердился в вере, что Он – их «Господь Бог» (Втор. 29:6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх. 20:2–4): «Итак, знай ныне и положи на сердце твоё, что Господь (Бог твой) есть Бог на небе вверху и на земле внизу, (и) нет ещё (кроме Его)» (Втор 4:39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4:29). Однако народ с самого начала проявляет неверность своему Богу и ищет себе других богов (Исх. 32:8). Он не познал путей Господних и оказался народом, который заблуждается сердцем (Пс. 94:10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4:1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы – Израиль» (Ос 8:2), – такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8:14). Религиозное сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего, а Израиль не знает Меня», – говорит Господь устами пророка Исаии (Ис 1:3). Обличая израильский народ, Бог постоянно указывает, что никакого Его познания не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религиозным обязанностям: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель которых у пророка Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я – Господь» (Иез 6:7; 7:4, 9).

 



 
PR-CY.ru