БОГОПОЗНАНИЕ - Страница 7

В своём интеллектуализме Климент доходит до того, что начинает разделять богопознание и спасение: «Смею утверждать, что не из желания спастись человек должен стремиться к познанию Бога, а должен принимать и усвоять оное из-за Божественной красоты, величия, святости, превосходства… самого этого знания… Допустим… что гностику предложен выбор между богопознанием и вечным спасением. Предположим, что два эти дела, ни в каком случае неразделимые, могут быть отделены одно от другого. Ни одного мгновения не колеблясь, гностик выбрал бы богопознание». В русле александрийской традиции находится и основатель библейской теологии Ориген (около 185 – 254 гг.), подобно Клименту, главную цель христианской жизни усматривающий в богосозерцании. Однако описываемое им познание Бога своеобразно, что в значительной мере обусловлено своеобразием его антропологических взглядов, в частности понимания им души человека. Ориген полагал, что появление человеческих душ есть результат деградации духовных существ (тварных умов), созданных в Логосе «в начале». Отпадая от Логоса, знание Бога в Котором составляло для них истинное бытие, тварные умы ниспадают во временное и материальное существование, превращаясь в души, охладевшие к Богу. Вернуться же к Богу и снова стать умами эти души могут только путем созерцания. Такое возвращение возможно, поскольку душа всё ещё остается в некотором смысле причастной Логосу, т.к. в ней сохраняется Его образ. Процесс возвращения осуществляется в деятельной и в созерцательной жизни. На первом этапе достигается бесстрастие, на втором – познание тайны творения, на третьем – познание Бога («бездны Отца») в Логосе. Познание Ориген ставит выше видения, потому что «быть видимыми и видеть свойственно телам, быть же познаваемым и познавать свойственно умственной природе». «Школа» видения для Оригена не заканчивается в жизни христианина, но продолжается и после его смерти. Он пишет: «Я думаю, что святые, вышедши из этой жизни, будут пребывать в некотором месте, находящемся на земле, в том месте, которое Божественное Писание называет раем. Это место будет как бы некоторым местом учения, так сказать, аудиторией, или школой душ, где души будут научаться о всём том, что они видели на земле, а также будут получать некоторые указания о последующем и будущем…, о том будущем, которое с полной ясностью откроется в своём месте и в своё время… Там они поймут основания дел Божьих, которые откроет им Сам Бог… Таким образом, разумное существо будет постепенно возрастать…. так что совершенный ум с обогащённой мыслью и чувством будет приближаться к совершенному знанию». Совершенное же знание (гносис) доступно лишь на высоких ступенях богопознания, когда душа выходит из сферы материального и становится «единым умом» с Логосом. Именно тогда она созерцает в Логосе Бога Отца. Ориген замечает: «И тогда будет только одно действование у тех, кто приходит к Богу через Слово, Которое у Бога: это действование богопознания, чтобы таким образом в познании Отца не оставалось бы ничего иного, кроме одного Сына, ибо Сын – Тот, Единственный, Кто познал Отца». Богословы полагают, что именование Бога Отца просто «Богом» находит своё объяснение в том, что для Оригена Отец есть самосущность, «простая природа», которую и созерцает очищенный ум, потому, что «ум до некоторой степени родствен Богу, служит умственным образом (imago) Его и именно поэтому может знать кое-что о природе Божества». Таким образом, богопознание у Оригена, как и у Климента, сводится к гносису и также несёт на себе печать платоновского интеллектуализма. В отличие от Климента и Оригена отец и учитель церкви Афанасий Великий (около 298 – 373 гг.), хотя и является представителем той же александрийской богословской традиции, цель христианской жизни видит не столько в богосозерцании, сколько в обожении. Хотя он иногда утверждает, «что одним умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог», однако человек «непрестанно созерцает Отчий образ – Бога Слова, по образу Которого он сотворён», лишь тогда, когда он «ни в чём не имеет препятствия к ведению о Боге», т.е., как выражается святитель, – «по чистоте своей». Такая возможность была открыта перед человеком до грехопадения. «Пока ум его устремлён был к Богу и к созерцанию Бога, он отвращался от воззрения на тело. Когда же, по совету змия, оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого, тогда впал в плотское вожделение.

 



 
PR-CY.ru