БОГОЧЕЛОВЕК - Страница 14

В обеих догматиках отдел о communicatio idiomatum изложен очень сходно. Как Феофан, так и Сильвестр различают три рода communicatio: общий и конкретный, абстрактный (покоящиеся божественные атрибуты принадлежат Христу только по обладанию, но не по проявлению, а деятельные атрибуты – и по пользованию) и в отношении действий, происходящих от стечения обеих природ. Положение доказывается Священным Писанием и логическими соображениями, опровергается ложное понимание общения свойств, с одной стороны, у несториан (только у Сильвестра), с другой – у папистов и кальвинистов (у Феофана и Сильвестра). В «Догматическом богословии» архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова; 1815–1879 гг.) данному вопросу посвящено больше страницы. Даётся понятие об общении свойств словами Иоанна Дамаскина и на основании его же слов утверждается, что общение свойств имеет место не in abstractio, т.е. когда каждое естество рассматривается порознь, но in concreto, т.е. когда рассматриваются оба естества вместе, соединённые в единстве Ипостаси. Общение свойств – следствие соединения во Христе божества и человечества и такое же следствие – богомужные действия, обожение человечества и богоподобное поклонение Христу. В «Православном догматическом богословии» Черниговского архиепископа Филарета (Гумилевского; 1805–1866 гг.) взаимообщение свойств доказывается рядом новозаветных мест и замечается, что оно не означает их превращения в сущность другой природы или «слияния их…» В «Православно-догматическом богословии» митрополита Макария (Булгакова; 1816–1882 гг.) общение свойств определяется как передача естествами своих свойств друг другу, усвоение свойственного Христу по человечеству Ему как Богу и наоборот, чему приводятся примеры из Нового Завета и церковных песнопений. Затем вопрос разъясняется цитатами из Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. Вслед за архиепископом Антонием обожение считается другим (после общения свойств) следствием соединения естеств и полагается в том, что человечество приобщилось Божеству и через это возвысилось в своих совершенствах до возможной степени. «Опыт православно-догматического богословия» епископа Каневского Сильвестра (Малеванского; 1828–1908 гг.) по данному вопросу даёт только перифраз Иоанна Дамаскина, такое же изложение догмата есть у епископа Иустина (Полянского; около 1832–1903 гг.). Профессор Назарий Антонович Фаворов (1820–1897 гг.) в курсе «Чтения о догматических истинах православно-христианской веры» говорит, что человеческая природа во Христе через соединение с божественной «получила высшие свойства, оставшись, однако, человеческой», для чего приводится такое сравнение: «Естество человеческое во Христе можно представить в таких же отношениях к Его божественной природе, в каких естество животное в человеке находится в душе человеческой. В человеке есть всё, из чего состоит животное; но природа животных соединена в нём с разумно-свободным духом и через это получает высшие свойства, не переставая, однако, быть тем, чем она есть в животных».

 



 
PR-CY.ru