Словарь по христианству Б БОГОЧЕЛОВЕК

БОГОЧЕЛОВЕК

БОГОЧЕЛОВЕК – усвоенный христианством термин для обозначения Иисуса Христа в аспекте Его вочеловечения. Так как Новый Завет признаёт Иисуса Христа и Богом, и человеком, то оба определения соединяются в одно, которое служит для выражения двух положений: в Иисусе Христе два совершенных естества – истинное божество и истинное человечество, и эти два естества соединены ипостасно, т.е. составляют единое лицо. Термин «Богочеловек» известен с III–IV вв., возможно, введён греческим философом Оригеном (около 185 – 254 гг.), однако, в силу субординационистской трактовки им тринитарного догмата, согласно которой Бог Сын и Бог Дух Святой подчинены Богу Отцу, распространения в III в. не получил. Понятие «Богочеловек» стало востребованным христианской теологией после ороса (вероопределения) Халкидонского Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат богочеловечности в ответ на неутихающие споры с арианами, несторианами, аполлинаристами и другими гетеродоксальными христианскими течениями, руководствуясь трудами Кирилла Александрийского (376–444 гг.) и великих каппадокийцев: Василия Великого (330–379 гг.), Григория Богослова (329–389 гг.), Григория Нисского (около 335 – около 394 гг.). Христологический вопрос – центральный для догматики всех Вселенских соборов, но именно к IV–V вв. в церкви была осознана суть проблемы: если Сын Божий – только Бог, то Он остаётся таким же бесконечно далёким для человека, как и Бог Отец (возврат к докетизму). Если же Спаситель – всего лишь человек, пусть и усыновлённый Богом, то Он не способен восстановить ни в Себе, ни в других людях искажённую грехом падшую человеческую природу, поскольку не обладает качествами Творца и опять-таки не преодолевает онтологическую пропасть между Собой и Отцом Небесным. На Халкидонском соборе Иисус Христос был провозглашён абсолютным Богом и абсолютным человеком, совместившем в одной ипостаси (личности) полноту божественной и человеческой природы «неслиянно, неизменно, неразделимо, неразлучимо». Эта оговорка понадобилась богословам-халкидонитам для прояснения и усиления своей христологической позиции в противовес инакомыслию еретиков. Словом «неслиянно» ортодоксы ставили преграду докетизму сторонников крайнего монофизитства, учивших об одной, божественной, природе Христа, поглотившей человеческую без остатка, а слово «неизменяемо» было добавлено в целях размежевания с аполлинаризмом, предполагавшим замещение божественным Логосом человеческого ума (духа) Назарянина в момент боговоплощения. Указание «неразделимо» было направлено против несториан с их удвоением личностей – отдельно человеческой Иисуса и отдельно божественной Христа, а слово «неразлучимо» – против маркеллиан, по мнению которых на Страшном суде Бог Сын освободится от ненужной Ему больше человеческой природы. Христианское учение о богочеловечестве Иисуса Христа различает учение Откровения (апостольское учение) и церковное учение. Согласно апостольскому учению, истина о божественном достоинстве Иисуса Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Своё полнейшее единство с Богом Отцом – единства в отношении бытия (Ин. 10:38, 14:10 и сл.), жизни (Ин. 5:26), мощи (Ин. 10:29) и деятельности (Ин. 5:17 и сл.), словом, единства по всему (Ин. 16:15). Указание на это единство даётся равным образом и в наименовании «Сын Божий», которое, хотя и служит для обозначения всего лица Спасителя и употребляется для выражения Его мессианского достоинства (Ин. 1:49, 11:27, Лк. 4:41), однако, не тождественно с названием «Мессия». Оно выражает, прежде всего, и ближайшим образом, мысль о божественном происхождении, о божественном достоинстве, почему и вызывало со стороны иудеев, понимающих его в метафизическом смысле, обвинение Христа в богохульстве (Ин. 10:36, 5:18, 6:41, Мф. 26:63–65), тогда как признание Его Мессией повода к такому обвинению никому не подавало (Ин. 6:14–15, 10:24 и др.). Не отрицая правильности иудейского понимания и даже решительно его утверждая (Мф. 26:63, 64, Мк. 14:61, 62), Христос данным названием указывает на то, что Он – Сын Божий не в теократическом смысле (как, например, Исх. 4:22, Втор. 14:1, Пс. 81:6 и др.), а в собственном, что Он – Сын, бывший у Отца от вечности. Тем самым Он решительно свидетельствует о Себе, что Он имел славу у Отца прежде бытия мира (Ин. 17:5, ср. 8:58), что Он от Бога исшёл (Ин. 8:42), пришёл с небес (Ин. 3:13, 6:38, ср. 6:51, 58, 62).

 



 
PR-CY.ru