Словарь по христианству Б БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ – богопочитание, имеющее формальную (внешнюю) и внутреннюю стороны; практическое осуществление религиозной веры, направленное на самого человека, на его материальное окружение, а также на других людей, т.е. в конечном итоге на всё то, что необходимо для мистической практики как в её индивидуальном, так и в коллективном аспектах; внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религиозных и нравственных предписаний. Благочестие предполагает как внутреннее, так и внешнее действие. Внутреннее благочестие заключается, во-первых, в акте самосознания (собирание ума), который является необходимым условием для молитвы, а во-вторых, в подготовке (подчинение ума) чувственной части человека (аскетика), без чего невозможно самосознание и, следовательно, молитва. Внешнее благочестие заключает в себе телесную организацию человека в той степени, в какой она помогает подчинение чувств уму. Оно предполагает частичное или полное воздержание от удовлетворения естественных потребностей в определённые периоды времени и в местах, связанных с тем или иным религиозным действием; для него также необходимо внешнее устроение жизни. Высший род благочестия, в котором соединяются как внешний, так и внутренний аспекты, – отношение к ближнему (любовь). Жизнь религиозной общины, как правило, предполагает наличие группы людей, показывающих тот образец благочестия, к которому должна стремиться вся община. Благочестивый, богобоязненный человек строго соблюдает законы, заповеди, религиозные установления и обычаи. Истинное благочестие – это благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле. Ложное благочестие – формальное признание и исполнение внешних форм богопочитания без сердечной, искренней веры и любви к Богу и ближнему. Христианство не является единственным носителем традиции благочестия, представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако считается, что только в Ветхом Завете и в христианстве феномен благочестия приобретает подлинный смысл, поскольку его содержанием является почитание истинного Бога. В античной литературе данный термин первоначально употреблялся греческими писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религиозном плане он стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. Некое предварительное понятие благочестия формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести», некоего свойственного герою достоинства и благообразия. Другое понятие, соотносимое с идеей благочестия, выражает почтительное удивление, благоговение. Так, в гомеровском гимне «К Деметре» царицу Элевсина – Метаниру при виде богини Деметры охватили почтение, благоговение и страх. Но это же чувство в «Одиссее» вызывают и люди, и даже роскошные чертоги. Благочестие и справедливость – две основные добродетели порядочного человека у Феогнида, в элегиях которого говорится о предпочтительности благочестия при скромном достатке перед несправедливым богатством. В Греции в V в. до н.э. благочестивым называется всё то, что связано с почитанием богов, а благочестие рассматривается как одна из добродетелей, связанная с представлением о некоем божественном установлении, которое нельзя переступить. В трагедии Эсхила «Семеро против Фив» благочестивый муж характеризуется как предсказатель, узнающий будущее от богов. В «Агамемноне» речь идёт о благочестивом отношении к богам и священным храмам. Эмпедокл говорит о том, что Киприду почитают благочестивыми приношениями. У Пиндара повествуется о семействе Эмменидов, «благочестивой мыслью блюдущих празднества богов». В трагедии Эсхила «Умоляющие» хор призывает царя быть верным справедливости и «благочестивым гостеприимцем» по отношению к гонимым и умоляющим о прибежище. Связь благочестия и справедливости отчётливо прослеживается и у Софокла. В трагедии «Антигона» благочестие главной героини заставляет её чтить мёртвых и вступить в конфликт с властью, потому что божественные законы важнее человеческих.

 



 
PR-CY.ru