БЛАГОЧЕСТИЕ - Страница 4

В этом благодатном единстве с Христом каждому верующему открывается в жизни церкви путь к Отцу, приближаясь к Которому человек уже не может спрятаться за Закон для своего оправдания: он оправдывается исключительно верой в Христа, явившего образ совершенного благочестия в силе Святого Духа. Святые отцы и учители церкви в нравственных и пастырских наставлениях сформировали классический по стилю и одухотворённый по содержанию образ православного христианского благочестия: «Не в законе о благочестии видится красота, но сверкает она более в силе евангельского воспитания». Греческий христианский теолог и философ, основатель библейской филологии Ориген (около 185 – 253/254 гг.) в полемике с язычниками под благочестием понимает христианскую религию, истинность христианства. Один из первых отцов церкви, священномученик Ириней Лионский (около 130–202 гг.) в обличении гностицизма подразумевает под благочестием истинную веру. Виднейший представитель западной патристики Августин Блаженный (354–430 гг.) называет благочестием богопочитание в собственном смысле. Один из великих каппадокийцев Григорий Богослов (329–389 гг.) учит, что истинное благочестие открывается в любви к Богу через соблюдение Его заповедей. «Упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7), т.е. в чистой вере и правой жизни, поскольку это, по определению богослова Иоанна Златоуста (около 347–407 гг.), и есть благочестие. По его мнению, шествующим путём благочестия нужны бодрость, мужество и пламенное чувство страха Божия. Тысячи «по всей вселенной», говорит он, претерпели страдания ради благочестия. Византийский историк Евагрий Схоластик (531/535 – после 594 гг.) в «Церковной истории» говорит о почитании Бога «молитвами и прочими благочестиями». Латинские богословы Киприан Карфагенский (около 200–258 гг.) и Августин Блаженный понимали благочестие как милосердие Бога или милосердие человека в отношении к ближнему. Мученик Иустин Философ (около 100–165 гг.) говорит о благочестии Сына к Отцу, а папа Римский Григорий I Великий (590–604 гг.) относит благочестие к Самому Богу и к Иисусу Христу. Церковный деятель и богослов Афанасий Александрийский (около 295–373 гг.) считает благочестие признаком правильности догматической формулировки: говоря о Никейском Символе веры, он подчёркивает, что там нет никакого недостатка, что вера исполнена благочестия, что благочестие таинства православной церкви отличается от таинства, совершаемого у еретиков. Афанасий писал, что крещение у ариан абсолютно бесплодно, поскольку не несёт никакого содействия благочестию, что оно бесполезно, лишено благочестия, как и у других еретиков. Отец церкви, выдающийся богослов «золотого века» святоотеческой мысли Василий Великий (около 330–379 гг.), говоря о постепенности в достижении вершин добродетели, различает степени благочестия, уподобляя упражнение в благочестии лестнице, виденной патриархом Иаковом. Восхождение души, по его мнению, есть искусство достижения «мудрости совершенных», некий процесс образования «подвизающихся в училище благочестия». Согласно христианскому апологету и проповеднику Священного Писания среди эллинистических книжников Клименту Александрийскому (около 150 – около 215 гг.), благочестие превосходит все добродетели, поскольку именно оно «учит поклоняться и почитать высочайшую и значительнейшую причину»; Бог благоволит благочестивым. Один из мужей апостольских, апостол из числа 70-ти Климент Римский (ум. в 97/99/101 г.) приводит пример Лота, спасённого от наказания, постигшего жителей Содома, «по причине странноприимства и благочестия». Понятие благочестия, редко встречающееся у мужей апостольских, уже у ранних апологетов (например, у Иустина Мученика) наполняется христианским содержанием, затем органически вплетается в контекст нравственного учения церкви, наставляющего человека, как нужно жить в соответствии с христианским призванием, чтобы быть достойным Божьей милости и любви.

 



 
PR-CY.ru