БЛАГОЧЕСТИЕ - Страница 2

В «Филактете» Геракл наставляет: почитание богов Зевс ценит выше всего остального, и благочестие не умирает вместе со смертными. У Еврипида говорится о благочестии, которое нельзя свести к внешней форме и которое даёт преимущество бедному перед богатым: жертвующий малую жертву благочестивее закалывающих в жертву быков. Знаменитый ритор и педагог Исократ (IV в. до н.э.) говорит о благочестивом отношении к красоте. Таким образом, анализируя развитие данного понятия у античных авторов, исследователи подчёркивают, что благочестие в античности всё больше становится интеллектуальной конструкцией, которая может быть не связанной прямо с почитанием богов. Так, сопоставляя благочестие и справедливость, Ксенофонт показывает, что у сократиков рассмотрение этих понятий целиком перешло в интеллектуальный план, так что благочестие оказалось одним из видов знания. На этом фоне развивают свои представления о благочестии Платон и его школа. В диалоге «Протагор» Платон устами Сократа формулирует тезис, что «справедливость благочестива и благочестие справедливо». Вместе с тем для него благочестие – одна из добродетелей души. Три телесные добродетели (здоровье, силу и красоту) он сопоставляет с добродетелями души – благочестием, храбростью, умеренностью и справедливостью. Все они, согласно Платону, определяют симметрию Вселенной. Рационализация понятия благочестия у Ксенофонта, Платона и его школы очевидна. Но чтобы сохранить понятие благочестия, Платон выступает охранителем традиций языческого политеизма: «Пусть у нас мерой всех вещей будет, главным образом, бог...». Представления о благочестии у Аристотеля непосредственно связаны с его новым пониманием философии и с тем образом жизни, который он вёл как профессиональный философ. В рассуждении «О добродетели и пороках» он определяет благочестие как справедливость по отношению к богам, родине, родителям и усопшим. Но «благочестивое» отношение к философской истине, – по-видимому, наиболее пережитое представление Аристотеля о благочестии, сохранившее свою актуальность и поныне. Как результат рационального рассмотрения проблемы благочестия, сама постановка вопроса о нём становится предметом школьной риторики у стоиков: если нет богов, нет и благочестия. Объединение платонической философской традиции с опытом толкования Священного Писания происходит у выдающегося представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского (около 25 г. до н.э. – около 50 г. н.э.). В его трактате «О переселении Авраама» платоническое представление о цели философии как об уподоблении Богу ставится в связь с учением Моисея; благочестие и вера так же подводят мысль к Богу, как в платонизме добродетели подводят к сверхчувственной реальности. В трактате «О десяти заповедях» Филон говорит о том, что «лучшее начало всего сущего – Бог, а добродетели – благочестие». В Ветхом Завете понимание благочестия обусловлено посюсторонностью религиозного сознания ветхозаветных людей и узостью воззрения одного народа. Еврейское слово «hesed» относится к области межличностных отношений, отношений между родственниками и друзьями, и обозначает связанные между собой понятия: «милость», «верность», «справедливость», «привязанность» и «взаимопомощь». Религиозную основу этических отношений составляла богобоязненность как главное условие благочестия и как главное требование, предъявляемое Богом человеку: Бог требует только того, чтобы человек боялся Господа Бога своего, «ходил всеми путями Его», любил Его и служил Ему от всего сердца своего и от всей души своей (Втор. 10:12). Богобоязненность предшествует конкретным повелениям и заповедям Бога и представляет собой внутреннюю суть благочестия, пребывание в котором зависит от самого человека. Поэтому в Ветхом Завете оно определяет религиозно-этическое качество человека, стремящегося к познанию Бога путём проникновенного изучения закона Божия и готового с радостью выполнять Божьи постановления, главной целью и существенным содержанием которых были верность и любовь в отношении к Богу и добро и милость в отношении к человеку – единоверцу и соплеменнику. Носителей Завета и исполнителей Закона как выразителей благочестия избирает к Себе Бог, Который внемлет их молитвам и удостаивает их благ в земной жизни. Главным внешним признаком благочестия ветхозаветных евреев являлось соблюдение законов и обрядов, предписанных им высшим авторитетом.

 



 
PR-CY.ru