БЛАГОЧЕСТИЕ - Страница 3

Иустин Философ (около 100–165 гг.) первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. Как подчёркивают исследователи (Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 163), он говорит об иудеях, которые, понимая законные установления буквально, по плоти, почитают благочестием лишь исполнение обрядовых норм, будучи в душе преисполнены коварства и всякой злобы, из-за чего «они создали религию строжайшей обрядности; и даже глубокие нравственные прозрения их позднейших пророков не могли ни изменить, ни отменить выработанное ими национальное понимание религии». Это объясняется тем, что в исторической жизни Израиля благочестие было обусловлено страхом перед тем, что Бог может отменить Своё благоволение, о чём предупреждали пророки. Поэтому суть ветхозаветного благочестия заключалась в благоговении перед Богом, в прославлении Его имени. Народ Израиля воспевал своего сильного Бога, в преданности Которому видел гарантию защиты от врагов и основу благополучия всего народа. Таким образом, благочестие в Ветхом Завете означает установку Израиля на богопочитание, основной смысл которого заключается в страхе Божьем. Новый Завет изменил представление о совершенном благочестии: Бог явил во Христе образ безмерной благости и всепрощающей любви к согрешившему и падшему человеку. Пришествие Бога в мир и Его явление на земле во плоти апостол Павел называет «великой тайной благочестия» (1 Тим. 3:16). Его таинственный смысл заключается, согласно общему богословскому характеру благовестия апостола Павла, в том, что честь и достоинство человека возводятся в степень абсолютного онтологического (бытийного) соответствия с его предвечным Божественным предназначением. В свете Пришествия Христа благочестие получает безусловное и высшее оправдание, поскольку Сын Божий в тайне Воплощения стал глубочайшей основой существования (экзистенции) каждой отдельной человеческой личности не только в онтологическом, но и в нравственном смысле. Евангелист Лука, приоткрывая таинственную завесу времени детства Богочеловека, указывает на причастность Отрока Иисуса к традиции ежегодного празднования Пасхи в семье Иосифа, сохранявшей уклад ветхозаветного религиозного благочестия. В повествованиях авторов синоптических Евангелий сила благочестия Иисуса Христа проявляется в Его знамениях и чудесах, которые он совершает Духом Божьим и против хулы на Которого строго предостерегает Своих клеветников. Так, в Евангелии от Иоанна верующим преподносится образец благочестия Христа, которое заключается в исполненном богосыновней любви и почитания Отца: подлинное благочестие состоит в поклонении Отцу «в духе и истине», и «таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Открываемый в личности Богочеловека идеальный образец благочестия удостоверяется событиями Его земной жизни, начиная с момента обнаружения Его богосыновнего сознания в 12-летнем возрасте в Иерусалимском храме и кончая эпизодом Его Гефсиманской молитвы, когда Он явил Себя истинным Первосвященником, услышанным за Своё благоговение (Евр. 5:6–10). Поэтому в грядущем явлении Христа во славе все благочестно жившие на земле праведники «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43). В свете этой эсхатологической устремлённости благочестие учеников Спасителя состоит в благодушном и терпеливом ожидании Второго пришествия Христа и в полном и всецелом доверии к Небесному Отцу, молитва к Которому «Отче наш» заключает основные черты христианского благочестия: прославление Небесного Отца, принятие Его Царства и преданность Его воле. Благочестие первых христиан было ориентировано на достижение идеала благочестия, явленного в кенотическом (см. Кеносис) спасительном подвиге Сына Божия. Основание христианского благочестия заключается в том, что через крещение человек отвергает прежнее языческое нечестие и мистически соединяется с воскресшим Христом. В Посланиях святых апостолов понятие благочестия присутствует как открыто, так и имплицитно и теснейшим внутренним образом связывается с новой жизнью человека во Христе, основанной на вере в Пришедшего, Пострадавшего, Воскресшего и Грядущего со славою Сына Божия. Согласно апостольскому учению, «как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Рим. 6:4).

 



 
PR-CY.ru