БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман - Страница 7

Тогда обнаруживается, что представление звука без представления слышания немыслимо (хоть и не доказуемо, а является предметом веры), но представление слышания без представления звука – очевидно противоречиво. Слышание направлено на звук и только таким образом охватывает себя самое наряду с ним и вдобавок к нему. Согласно модели Брентано, нечто, что является лишь вторичным объектом акта, может в нем осознаваться, а может и не быть в нем наблюдаемо. Наблюдению подлежит, скорее, то, что относится к предмету как первичному объекту. Лишь когда этот акт сам становится для нас первичным объектом, он становится наблюдаемым (т.е. он сам становится «предметом» последующего акта). «Психический акт слышания, кроме того, что он представляет физический феномен, в своей тотальности становится для самого себя одновременно и предметом, и содержанием». Тотальность же не оставляет места для бессознательного. То, что верно для представлений, должно быть верно и для всех основанных на них душевных явлений, т.е., по Брентано, «в нас не существует ни одного психического феномена, о котором мы не имели бы представления». Итоговый вывод проведенного анализа – нет «бессознательного сознания», всякий исследовательский акт сопровождается соответствующим актом сознания. Сознанием же является всякое обладающее содержанием психическое явление. Однако содержание по-разному дано в разных видах представленности психических феноменов. Наряду с представлениями необходимо говорить о суждениях, через которые нам дано знание, т.к. «исследовательский акт помимо своей направленности на первичный объект содержит в себе и себя самого – в качестве представляемого и познаваемого – во всей своей полноте». С точки зрения Брентано, правильность внутреннего восприятия не доказуема, но она непосредственно очевидна и через представление может быть «перенесена» на объект. Осуществляет это сопровождающее психический акт познание, которое всегда явлено через суждения. Суждение внутреннего восприятия состоит в простом признании представляемого во внутреннем сознании феномена – «следовательно, со всяким психическим актом связано двоякого рода внутреннее сознание: относящееся к нему представление и относящееся к нему суждение – так называемое внутреннее восприятие, которое является непосредственно очевидным познанием психического акта». По мысли Брентано, опыт также показывает, что наряду с представлениями и суждениями существует и третий вид сознания психического акта – относящееся к нему чувство (удовольствие – неудовольствие, акты любви и ненависти, или интересы), которое мы от него получаем и которое вносит свой вклад в полноту акта, окончательно оформляя его тотальность. Сознание тотально, тотален, следовательно, и любой психический акт. В нем слиты воедино представление, суждение (познание) и чувство, эмоция (акты любви – ненависти), которые Брентано рассматривает как три класса психических феноменов. Представления конкретно-наглядны, и могут быть даны как в чувствах, так и в суждениях, выступая основой как тех, так и других. Со своей стороны, всякий психический феномен является предметом сопровождающего его познания и санкцией для желания – действия (движений души: чувств, эмоций). К акту представления предмета должны быть добавлены два отношения к этому представляемому предмету: отношение признания или отвержения (т.е. познавательное отношение, задающее истинность – неистинность) и отношение, санкционирующее нравственность и не санкционирующее безнравственность (т.е. задающие субъекту определенную линию поведения).

 



 
PR-CY.ru