БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман - Страница 2

Изначальное влияние Брентано связано с его преподавательской деятельностью сначала в Вюрцбургском, а затем в Венском университете, ставшем его усилиями своеобразной «философской Меккой». Среди его слушателей – немецкий философ, основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859–1938 гг.), отмечавший, что именно лекции Брентано помогли ему сделать философию уделом своей жизни; основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.); будущий президент Чехословакии Томаш Масарик (1850–1937 гг.); будущий австрийский рейхсканцлер Г. фон Хертлинг; будущие профессора Карл Штумпф (ему Гуссерль посвятит свои «Логические исследования») и один из создателей философии языка А. Марти; философ – создатель «теории предмета» Алексиус Мейнонг (1853–1920 гг.); основоположник гештальт-психологии Xристиан фон Эренфельс (1859–1932 гг.); основатель Львовско-Варшавской философско-логической школы Казимеж Твардовский (1866–1938 гг.), а также ближайшие ученики – О. Краус и А. Кастиль, посвятившие себя изданию работ Брентано (при содействии Т. Масарика), пожертвовав собственным философским творчеством. Признавали значимость воздействия идей Брентано на свои разработки немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889–1976 гг.) и один из основоположников философской антропологии Макс Шелер (1874–1928 гг.), а также российские философы Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965 гг.), Семён Людвигович Франк (1877–1950 гг.), Густав Густавович Шпет (1879–1937 гг.). Так называемая «эмпирическая школа Брентано» пустила корни по всей Европе – его ученики возглавляли кафедры в Праге, Черновцах, Львове, Мюнхене, Берлине, Инсбруке, Граце, Вюрцбурге. Отдавая дань уважения Брентано, его слушатели, без которых сейчас трудно представить философию и психологию XX в., активно «конструктивно преодолевали» его теоретические гипотезы. В итоге, в историю философии Брентано вошёл несколько «однобоко» – только как основоположник «реалистической» линии (неореализм и критический реализм, представленные именами Мура, Александера, Уайтхеда, раннего Рассела, У. Монтегю, Э. Холта, Р. Б. Перри, А. Венцля, Селларса, А. Лавджоя, Сантаяны и др.). Однако учет реальных результатов, достигнутых в контексте мыслей и предположений Брентано его учениками, превращает его из полузабытого мыслителя в фигуру первой философской величины XX в. Это касается, главным образом, разработанного им методологического принципа – интенционализма, который он считал поворотным пунктом всей философии в Европе. В проработке теоретических основ и стилистики своей концепции Брентано изначально исходил из тезиса о «крайнем упадке» современной ему философии. Отсутствие значимых для него авторитетов определяло постоянное возвращение философа к текстам Аристотеля. Некоторое исключение среди мыслителей этого периода делалось им лишь для представителей английской философской традиции – в частности, Дж. С. Милля, Спенсера, Дж. Г. Ньюмана, идеям которых Брентано постоянно критически оппонировал в своих текстах и выступлениях. Осознание завершенности определённой европейской философской традиции наряду с осмыслением собственного места на «изломе» эпох, осуществленные Брентано достаточно рано (по свидетельству К. Штумпфа – в 1860 г.), привели мыслителя к необходимости определения своей метафилософской позиции и новых принципов европейского философствования (основанного на интенционализме); его провозвестником Брентано и рассматривал себя. Таким образом начала складываться «теория четырех фаз развития философии», развиваемая им всю творческую жизнь, ставшая рамкой его творчества и фундировавшая его отношения с учениками. В Европе, согласно Брентано, к середине XIX в. произошла смена трех культурно-исторических периодов (Древности, Средневековья и Нового времени), каждый из которых последовательно миновал четыре фазы развития. Каждый период, по его мнению, знал фазу восходящего развития философии и три фазы её постепенного упадка и вырождения: фазу утилизации философского знания (своеобразная эпоха «просвещения» каждого периода), фазу философского скепсиса и фазу догматизации философии и её отрыва от культурных практик соответствующих периодов.

 



 
PR-CY.ru