Словарь по христианству Б БАРТ Карл

БАРТ Карл

БАРТ Карл (1886–1968 гг.) – швейцарский протестантский теолог, основоположник диалектической теологии и «исповедующей церкви», активный участник христианского экуменического движения, во многом определивший развитие христианской мысли в XX в. и положивший начало «теологии кризиса» (или «диалектической теологии»). Во время своей конфирмации в 1902 г. К. Барт решает посвятить свою жизнь теологии, изучал ее в университетах Берна, Берлина, Гёттингена и Марбурга. Обучаясь в Берлине, он попадает под влияние Адольфа Гарнака (1851–1930 гг.), а в Магдебурге становится учеником теолога-систематизатора Вильгельма Германа (1846–1922 гг.) и интересуется работами Фридриха Шлейермахера (1768–1834 гг.). Благодаря им и Альбрехту Ричлю (1822–1889 гг.) либеральная теология, представленная в XIX в. в начале XX в. достигла вершины своего влияния. В 1908 г. К. Барта назначают помощником пастора реформатской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Жан Кальвин (1509–1564 гг.). В 1911 г. он переезжает в Сафенвил, небольшой городок на юге Швейцарии и Германии, где получает свой приход. Драматические события, начало которым положила Первая мировая война, изменили облик мира на протяжении жизни того поколения, к которому принадлежал К. Барт, и привели к кардинальной «переоценке ценностей», в том числе и в религиозном сознании: он все дальше уходил от либеральной веры в прогресс человечества. Кризис европейской цивилизации К. Барт воспринял как извечный и неустранимый кризис человеческого существования, как свидетельство банкротства либерализма с его упованием на достижение человеческими усилиями Царства Божьего на земле. «У теологии XIX в. уже нет будущего», – скажет он в 1914 г., когда большинство самых лучших, с его точки зрения, преподавателей теологии подпишутся в поддержку политики кайзера. К. Барт пришел к выводу, что необходимо вернуться от человека и его религиозного опыта, от истории – к Откровению, к Библии (отсюда еще одно название этой теологии – неоортодоксия). В 1919 г. он опубликовал свои комментарии к посланию апостола Павла к римлянам, выступив против основных положений либеральной теологии. Эта работа, точнее ее второе, существенно переработанное издание 1922 г., стала исходным пунктом развития диалектической теологии. В ее разработке участвовали единомышленники К. Барта – Эмиль Бруннер (1889–1966 гг.), Фридрих Гогартен (1887–1967 гг.), Эдуард Рудольф Турнейзен (1857–1940 гг.). С этого времени К. Барт сосредоточивается на академической деятельности: с 1921 г. он профессор в Гёттингене, с 1925 г. преподает сначала в Мюнстере, а затем в Бонне до 1935 г. Выступая против гитлеровского режима, К. Барт основывает так называемую Исповедническую церковь, которая противостоит идеологии нацизма с ее попыткой насадить «немецкие христианские» церкви. В мае 1934 г. представители этой церкви подписывают в Бармене подготовленную преимущественно К. Бартом «Декларацию», целью которой было отстоять независимую от государства церковь. Поскольку он открыто проявляет свое нежелание солидаризироваться с режимом Гитлера, германское правительство переводит К. Барта из Боннского университета в Базельский, где он оставался до конца жизни. Его главные работы: «Послание к римлянам» («Der Römerbnef»), «Церковная догматика» («Die Kirchliche Dogmatik»; в 4 тт., издававшаяся с 1932 по 1959 гг.), «Теологическое существование сегодня» («Theologische Existenz heute», 1933), «Протестантская теология 19 века» («Die protestantische Theologie im 19». Jahrhundert, 1947), «Введение в евангелическую теологию» («Einführung in die evangelische Theologie», 1962) и др. В рамках диалектической теологии К. Барт занимал более жесткую позицию по сравнению с Э. Бруннером, Ф. Гогартеном и Рудольфом Карлом Бультманом (1884–1976 гг.). С выходом в 1919 г. его работы «Послание к римлянам» была поставлена точка в истории всевластия последней в протестантском вероучении.

 



 
PR-CY.ru