БАРТ Карл - Страница 6

Откровение – обращение Бога к человеку через Христа, предполагающее осмысленность в человеческом ответе – как «предложение выйти замуж». Текст – это только указание на Откровение, а не само Откровение, это слова грешного человека, указующие на то, что выразить невозможно. Но они, и только они, кивнув, способны отправить нас в единственно верном направлении – к Богу. Именно поэтому никакая церковь не может учить ничему, отличному от Писания. Иначе, согласно К. Барту, она отправляет нас в другую сторону. Однако такое понимание логически не безупречно: если словосочетание «Слово Божие» синонимично выражению «событие разговора с нами», то термин «Библия» не может быть эквивалентом «Слову Божию» – последняя пара есть лишь условно заменяема, если «Слово Божие» понимать, как «то, что когда-то было сказано, и то, что говорится посредством сказанного ранее в настоящем». Библию, с его точки зрения, нельзя понимать буквально – она есть только совокупность интерпретаций, находящихся под теми же влияниями, что и любой документ эпохи. Поэтому надо отделять религиозный смысл Писания от временных мотивов, связанных с человеческой ограниченностью его авторов (устаревшие научные представления, темперамент, образование и пр.). Словом, противопоставление выражения и выражаемого посредством выражения в неоортодоксии К, Барта приобретает порой неестественный характер. Его теология сильнее в своей критической части, слабее в позитивной, но она лежит в области поисков путей в будущее. Не случайно его идеи оказали мощное воздействие на все последующее развитие теологии, не только протестантской, но и католической. К. Барт внес весомый вклад в развитие протестантской теологии, создав новую неоортодоксальную ее версию. И хотя она занимала доминирующее положение недолго (с 1919 г., когда появилось «Послание к римлянам», до 1941 г., когда Р.К. Бультман провозгласил начало движения демифологизации), тем не менее, К. Барт остается одним из влиятельнейших теологов XX в. Он привлек внимание к С. Кьеркегору и проблемам экзистенциалистской философии, современной философской антропологии. Его теология – истолкование христианской истины, ориентированное на человеческую экзистенцию, понятное современному человеку. Лит.: Очерки догматики. СПб., 1997; Христос и Адам // Страницы. 1996. № 1–2; познаваемость Бога; Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. М., 1994; Христианское благовестие здесь и теперь; Суверенность Слова Божия и решение веры; Церковь // Современный протестантизм. Ч. 1. М., 1973; Дезм С.В. Христианство и политическая позиция: Карл Барт. – «Путь», 1992, № 1, с. 152–179; Гараджа В.И. Карл Барт // В кн.: От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители Германии. М., 1994.



 
PR-CY.ru