БАРТ Карл - Страница 3

Поступать иначе – значит выдавать «предпоследнее» за «последнее», человеческое – за божественное, временное – за вечное, будь то класс, раса или нация, техника и т.д., т.е. вместо истинного Бога поклоняться «ложным богам», предаваться иллюзиям и возводить очередную Вавилонскую башню под новым названием, которая рано или поздно будет разрушена, как и все предыдущие. Но если Бога невозможно понять с помощью рациональных средств, то можно ли Его вообще познать? Да, отвечает К. Барт, Бога можно познать в Слове Божьем, в его Откровении о Себе. Бог явил Себя в истории однажды – в Иисусе Христе, Он явил Себя, а не просто открыл какую-то информацию о Себе, не показывая, как нужно жить. По его мнению, Слово Божие существует в трех формах: во-первых, это сам Иисус Христос, его жизнь, смерть и воскресение; во-вторых, это Писание, где отражено божественное Откровение, и, в-третьих, это церковная проповедь Евангелия. Две последние формы – это условное Слово Божие, поскольку они становятся им только тогда, когда Бог использует их, чтобы явить Иисуса Христа. Его теология в целом христоцентрична (начало, центр и конец любого учения у К. Барта – это событие: Иисус Христос, его смерть, воскресение, вознесение и вечный союз с Богом-Отцом), что превращает его теологические взгляды в систему. Иисус Христос – это единственное, уникальное самооткровение Бога, Он – Слово Божье в личности. Однако понимание им Откровения наложило свой отпечаток на понимание человеческой природы Иисуса Христа. К. Барт полностью признает человечность Иисуса, однако не видит в ней ничего особенного: человеческая жизнь Иисуса не вносит большого вклада в раскрытие природы Бога. Фактически информация о Нем, которую можно получить в результате исторического исследования, способствует, скорее, сокрытию, чем обнаружению его божественности, поскольку сами события не являются реальным Откровением, следовательно, даже точное знание слов и поступков Иисуса не помогло бы познать Бога. К. Барт не отказывается от историко-критического метода анализа Писания, взятого на вооружение либеральными теологами, однако это не мешает ему считать Священное Писание Словом Божьим, поскольку он отказывается от ортодоксального подхода к Библии как к статичному источнику Откровения. Согласно его мнению, она является Словом Божьим только тогда, когда Бог делает ее Словом Божьим, когда Он начинает говорить через нее. Слово Божье – это событие. Из этого видно, что К. Барт делает различие между Библией и Словом Божьим, утверждая, что Библия – это попытка человека повторить Слово Божье человеческими словами. Но оно может вновь стать истинным Словом Божьим для человека, если Бог решит явить Себя ему через нее. Библия – это лишь сообщение о том, что Откровение было, но не запись того, что оно из себя представляло. Это – свидетельство и обещание того, что Откровение может снова произойти. Бог может возобновить свое Откровение и повторить то, что Он совершил в библейской ситуации. Когда это происходит, Библию можно назвать Словом Божьим. К. Барт разделял веру как сопряженное с риском личное решение человека ответить на призыв Бога и религию как способ выражения отношений с Богом. Согласно его мнению, религии неравноценны. В ранний период творчества К. Барт отвергал все нехристианские религии как ложные, в поздний, даже смягчив позицию, подчеркивал их «вторичность» по отношению к христианству. В рамках христианства он полемизировал с католицизмом, православием и либеральным протестантизмом, стремясь возродить подлинную евангелическую теологию. Отдавая приоритет вере, которую он определял как безусловное, дорефлексивное признание истинности евангельской вести, К. Барт исходил из идей качественной несоизмеримости человека и Бога и невозможности богопознания на путях естественной теологии. Доктрина об Откровении повлияла также на его представления о предопределении. К. Барт полностью не разделяет традиционную кальвинистскую точку зрения, согласно которой Бог предвечно определил избранных и неизбранных. Он считает, что это – заблуждение, возникшее из-за неверного понимания отношения Бога к миру, которое представлялось статичным.

 



 
PR-CY.ru