АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 2

Сохранившиеся в греческих рукописях сочинения Аристотеля (составившие так называемый Corpus Aristotelicum, в который вошли наряду с подлинными неподлинные сочинения) представляют собой прагматии, изданные Андроником Родосским, который был, согласно комментаторам-неоплатоникам, одиннадцатым схолархом Перипата. Андроник самостоятельно сгруппировал сочинения Аристотеля, мог составить несколько сочинений в одно, менял и давал новые названия. Страбон сообщает, что Нелей из малоазийского города Скепсис, слушатель Аристотеля, ученик и наследник Феофраста, став владельцем его библиотеки, в которую входили и книги Аристотеля, в свою очередь, оставил её своим наследникам, людям простым, которые безо всякого внимания держали драгоценные книги в подвале. Только в начале I в. до н.э. их приобрёл перипатетик Апелликон Теосский, известный библиофил, живший в Афинах. После захвата Суллой Афин в 86 г. до н.э. книги попали в Рим в 84 г. до н.э., где к ним получил доступ грамматик Тираннион, сделавший копии и при этом не всегда удовлетворительно восполнявший лакуны. Это сообщение Страбона дополняет Плутарх, согласно которому копии Тиранниона попали к Андронику, который и составил своё издание. Тем не менее, у исследователей есть основания полагать, что Плутарх соединил сообщение Страбона с известным ему фактом издания сочинений Аристотеля Андроником (о котором у Страбона не идёт речи) и что, вероятнее, издание Андроника было произведено в Афинах и основывалось на имевшихся там материалах, а изложенная Страбоном история была призвана объяснить отсутствие у перипатетиков интереса к школьным текстам Аристотеля. Помимо этого Афиней сообщает, что все сочинения Аристотеля были куплены Птолемеем Филадельфом для Александрийской библиотеки. Таким образом, хотя эсотерические сочинения Аристотеля были не столь популярными, как его диалоги, всё же они были так или иначе известны в III–I вв. до н.э. В издании Андроника сочинения Аристотеля были классифицированы и разнесены по четырём разделам: логика (которая рассматривалась и самим Аристотелем, и его последователями не как самостоятельная часть философии, а как введение и необходимый инструмент философии); этика (вместе с политикой представлявшая практическую философию и дополнявшаяся поэтикой и риторикой, которые в курсах аристотелевской философии (и потому у комментаторов) чаще следовали за логикой), физика (собрание сочинений по теоретической философии, излагавших учение о «природе» в широком смысле слова, включая биологию) и «метафизика» («то, что после физики», собрание текстов, относящихся к «первой философии»). Эта классификация опирается на аристотелевское деление наук: Аристотель делит науки на практические, творческие и теоретические: практические суть этика и политика, творческие – поэтика и риторика, теоретические – физика и математика, а также «наука, которая первее их обеих» и которую Аристотель называет «первой философией», «богословием» или «мудростью». Первая философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное; математика – неподвижное и либо существующее отдельно (оптика, гармония, астрономия), либо не существующее отдельно (арифметика и геометрия, по Аристотелю, имеют дело с абстракциями); физика – движущееся и существующее отдельно.

 



 
PR-CY.ru