АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 7

Книга 8 – о дружбе и её разновидностях, что приводит к рассмотрению видов государственного устройства: царская власть, аристократия и тимократия, или полития, – правильные; тирания, олигархия, демократия – их извращения. Книга 9 продолжает рассуждение о дружественных отношениях и встающих в связи с этим вопросов: назначение цены в добровольных сделках, выбор между близкими и прочими людьми, сохранение дружбы, притом что один из друзей меняется; сходные с дружбой проявления расположения, единомыслия и т.д. Книга 10 посвящена удовольствию и счастью. Начало книги продолжает рассуждение седьмой книги и закрепляет эвдемонизм Аристотеля: удовольствия, сопровождая правильную деятельность, придают совершенство жизни, а к счастливой жизни все и стремятся. Виды удовольствия зависят от видов деятельности, и наибольшее человеческое удовольствие следует определить как то, каким наслаждается добродетельный человек. Что касается счастья, то оно всегда связано с деятельностью, избираемой ради неё самой, а таковая есть деятельность, сообразная добродетели. Наивысшие добродетели – дианоэтические, а именно мудрость, наивысшая деятельность – созерцание, наивысшая способность в нас – ум, а высшие предметы суть его предметы познания. Поэтому наивысшее счастье – ближайшее божественному – оно связано с мудростью, умом и созерцанием, а все прочие виды счастья – с жизнью на основе рассудительности. Завершается книга 10 и весь трактат рассуждением о необходимости воспитания, как частного, при котором достигается большая тщательность, так и общественного, получаемого благодаря совершенным законам. Отсюда Аристотель естественным образом переходит к «Политике». В «Политике», как и в этических сочинениях, активно используется понятие середины (лучшее государственное устройство, или полития, есть, по Аристотелю, «средний» строй), а также понятие блага, на которое нацелено всякое человеческое общение, в особенности то общение, которое является наиболее важным и всеохватным, т.е. государство. В книге 1 вводятся понятия семьи, селения, государства как естественно возникающих форм общения. При этом государство по природе предшествует индивидууму и семье, поскольку они не являются самодовлеющими, и важнейшая человеческая добродетель (справедливость) связана с представлением о государстве. Человек по природе есть существо политическое. При этом одни по природе принадлежат не сами себе, а другому (таковы варвары): они – рабы, от которых свободные по природе (таковы эллины) отличаются даже физически. Эти последние владеют искусством управления, которое отличается от искусства приобретения собственности. К нему относится, в частности, военное искусство, способное обеспечить удачную охоту на людей, предназначенных к подчинению, а также искусство наживать состояние, которое связано либо с торговлей, либо с ведением домашнего хозяйства и в этом случае необходимо и заслуживает похвалы. Домохозяйство предполагает разные виды власти (господина над рабом, мужа над женой, отца над ребёнком), и потому его необходимо изложить при рассмотрении государственных устройств.

 



 
PR-CY.ru