АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 3

Поскольку у Аристотеля философия впервые оказывается строго продуманной системой дисциплин, и само европейское представление о философии в значительной степени было представлением о дисциплинарной структуре аристотелевской философии, перед новоевропейской историко-философской наукой очень поздно встал вопрос об эволюции его взглядов – на век с лишним позже по сравнению с Платоном. Но, тем не менее, начиная с работ Вернера Йегера (1912, 1923 гг.) необходимость уяснить философскую эволюцию Аристотеля и структуру его дошедших текстов на основе понимания их генезиса становится очевидной. Главный результат генетического подхода к корпусу Аристотеля состоит в том, что большинство его дошедших до нас текстов не относятся ко второму афинскому периоду, когда Аристотель вёл занятия в Ликее, но были написаны либо целиком, либо отчасти ещё в Академии и потому представляют собой весьма важное свидетельство об академической жизни 360–340 гг. до н.э. Ингемар Дюринг в статье об Аристотеле показывает, в частности, что основная часть курсов по логике, риторике, этике, физике, первой философии находит параллели в платоновских текстах позднего периода. Параллельно «Софисту» и «Политику» Платона Аристотель в первой половине 350 гг. до н.э. создаёт тексты, вошедшие в «Органон», книгу 12 «Метафизики», книги 1–2 «Риторики», первоначальный вариант «Большой этики»; параллельно «Филебу» и «Законам» – «Физику», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метафизики», «Риторики», «Евдемову этику» и т.д. Чрезвычайная важность генетического подхода для корректного понимания текстов Аристотеля не отменяет преимуществ систематического изложения его философии, имеющего многовековую традицию, восходящую к античности: к аристотеликам I в. до н.э. – III в. н.э. и к неоплатоникам, рассматривавшим философию Аристотеля как пропедевтику к философии Платона. Логическое учение Аристотеля изложено в группе трактатов, объединённых под общим названием «Органон», т.е. «орудие», «инструмент». Судя по комментариям и средневековым рукописям, порядок чтения трактатов был следующим: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Софистические опровержения». Идея такого сборника и его название принадлежали не Аристотелю, а его школе, как полагают исследователи, Андронику Родосскому, издателю «эсотерических» сочинений основателя школы. «Категории» (или предикаты) рассматривают «первую сущность» (некую единичность, которая не может быть предикатом для другого и потому есть образцовый субъект-подлежащее) и десять типов предикации: «вторую сущность» (т.е. некий вид или род, которые могут не только выступать в качестве субъекта, но быть и предикатом некой единичности), количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание. При рассмотрении категорий Аристотель смешивает логический и онтологический пласт и не пытается найти некий единый принцип, позволяющий систематически представить и исчерпать набор «предикатов» (за что его впоследствии упрекал Иммануил Кант).

 



 
PR-CY.ru