АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 9

Помимо этого Аристотель рассматривает, какими при разных видах государственного устройства будут законосовещательная (законодательная) власть, должности (исполнительная власть) и судебная власть. В книге 5 он говорит о причинах государственных переворотов, в книге 6 – о скрещении различных видов государственных устройств и ветвей власти в них. В книгах 7–8 излагается проект наилучшего государственного устройства, обеспечивающего гражданам счастливую жизнь. Аристотель исходит из теоретической установки, согласно которой на каждого должно приходиться столько счастья, сколько у него добродетели, разума и согласной с ними деятельности, порукой чему – божество, счастливое само по себе благодаря своим свойствам. Идеальное государство должно быть ни большим, ни маленьким, а средним, расположенным на удобной территории, без граждан-ремесленников, с земледельцами-рабами. У последних нет досуга, а полноправные граждане развивают такие добродетели, которые хороши и во время досуга, и для работы, причём цель их жизни, как государственной, так и частной, одна и та же. Мужество и выносливость нужны им для труда, философия – для досуга, а воздержность и справедливость – и там, и здесь. Граждан нужно воспитывать и обучать грамматике, гимнастике, музыке и рисованию, причём с юного возраста, для чего должны быть установлены соответствующие законы. Теоретическая философия Аристотеля представлена тремя блоками текстов: два посвящены природе – неодушевлённой и одушевленной; третий – первой философии, или богословию, – такова группа текстов, объединённая в издании Андроника Родосского общим названием «Метафизика». Первая группа трактатов – о движении неодушевлённых тел, вторая – о движении одушевлённых существ, третья – о неподвижных первых сущностях, стоящих выше живой и неживой природы. Физика, или учение о природе Аристотеля начинает вторую книгу «Физики» с общего замечания о необходимости в научных исследованиях продвигаться от более понятного и ясного для нас к более понятному и ясному по природе, каковы элементы и начала. Но к физическому рассмотрению не относится рассмотрение единого и неподвижного сущего; поэтому в рамках физики можно говорить либо об одном, либо о многих подвижных началах, которых может быть либо конечное число, либо бесконечное. Но бесконечное непознаваемо, поэтому лучше рассматривать ограниченное число начал, которые при этом попарно противоположны друг другу, причём их должно быть больше двух, т.к. два противоположных начала не смогут действовать друг на друга. Каждый из тезисов Аристотель иллюстрирует построениями предшествующих мыслителей и полемикой с ними. Книга 2 начинается с различения существующего по природе (имеющего в себе начало движения и покоя, т.е. «природу», под каковой понимается либо материя-субстрат, либо форма, либо цель) и того, что образовано не природой, – искусственного. Физика в отличие от математики не отделяет свойств тел от самих тел и рассматривает природу во всех трёх её значениях. Поэтому дело физики – исследовать «причины» всех возможных движений и изменений тел, их положения и состояния: материальную («то, из чего»), формальную (т.е. форму и образец), источник изменения («то, откуда») и цель («то, ради чего»).



 
PR-CY.ru