АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 6

Самая главная практическая наука – наука о государстве, её цель, включающая цели прочих наук, – счастье, или счастливая жизнь. Одни предпочитают жизнь, посвящённую удовлетворению вожделений и служению страстям, другие – деятельную жизнь, требующую добродетелей и приносящую почёт среди сограждан, третьи – жизнь созерцательную. Не касаясь скотского образа жизни и оставив рассуждения о созерцательной жизни на более позднее время, Аристотель рассматривает благо практической жизни. Ещё раз подчеркнув бесполезность понятия блага как такового, он полагает счастье как начало, к которому стремится всякий человек, т.е. живое существо, наделённое способностью суждения. Его благом будет деятельность души сообразно наилучшей добродетели в течение полной человеческой жизни. При этом радость будет доставлять и сама добродетель, и её созерцание у других. Поэтому для уразумения счастья нужно рассмотреть добродетели разумной души: одни – добродетели ума (дианоэтические), другие – нрава (этические). К первым относится, например, мудрость, ко вторым – щедрость. Дианоэтические добродетели возникают и возрастают благодаря обучению, этические – благодаря упражнению и привычке. В книгах 2–4 Аристотель рассматривает этические добродетели, которые суть середины между двумя крайностями: например, мужество есть середина между страхом и дерзостью; благоразумие – середина между бесчувственностью и распущенностью; щедрость – середина между скупостью и мотовством; величие души – середина между заносчивостью и приниженностью; поступки бывают непроизвольные и произвольные, совершаемые в результате сознательного выбора; добродетель (как, впрочем, и порок) всегда произвольна. В книге 5 специально рассматривается справедливость в связи с разными видами права, причём Аристотель весьма изобретателен в демонстрации того, что справедливость – тоже середина (например, справедливость при распределении – выполнение геометрической пропорции; при обмене – арифметической). Книга 6 посвящена дианоэтическим добродетелям: они связаны с разумным началом души и относятся либо к созерцанию, либо к творчеству и поступкам (практике); в первом случае благо и зло – истина и ложь, во втором – правильное или неправильное решение и поступок. Наука – в отличие от творчества и практической деятельности, которые связаны с тем, что может быть и так, и иначе, – всегда имеет дело с тем, бытие чего необходимо. Самая точная из наук – мудрость, и предмет её постижения – самое ценное, божественное по природе, тогда как связанная с практикой рассудительность относится только к человеческим делам, а человек не самое ценное в мире. Рассудительность состоит в правильном принятии решений, в том числе в государственных делах, но прежде всего – в частных делах человека. Книга 7 начинается с установления того, чего с этической точки зрения необходимо избегать: порока, невоздержности, зверства; затем Аристотель переходит к удовольствию и страданию в их отношении к благу. Разобрав мнения предшественников и современников, он утверждает: ничто не мешает тому, чтобы высшее благо было разновидностью удовольствия; в удовольствиях, не сопряжённых со страданием, не бывает избытка; мы не можем постоянно наслаждаться одним и тем же в силу того, что наша природа не проста и смертна, а бог всегда наслаждается одним, причём простым удовольствием.

 



 
PR-CY.ru