АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 4

Трактат «Об истолковании» (или о языковом выражении, о высказывании, которое может быть истинным или ложным) посвящён определению имени и глагола и типам высказываний: утвердительных и отрицательных; общих и частных; о возможном, могущем быть, не могущем быть; специальное внимание Аристотель уделяет высказываниям о единичных событиях в будущем, нарушающих закон исключённого третьего. «Первая аналитика» посвящена доказательству: в первой книге даны определения силлогизма, посылок и их видов (доказывающей и диалектической) и среднего термина; изложено обращение посылок, силлогизмы по первой, второй и третьей фигурам, построение силлогизмов; специально рассмотрено деление (платоновская диереза); во второй книге рассмотрены истинные выводы из ложных посылок, доказательство по кругу, доказательство через приведение к невозможному; здесь также изложены правила спора, ошибки в силлогизмах, наведение, пример, отведение, возражение, энтимема. «Вторая аналитика» в первой книге даёт определение научного знания и доказательства, посылок, из которых состоит силлогизм (они должны быть истинными во всякое время), начал научного знания в каждом роде (т.е. того, существование чего не доказывается, а принимается) и общим всем наукам; помимо этого Аристотель рассуждает о необходимости для знания чувственного восприятия, вместе с тем – о невозможности доказательства на основе чувственного восприятия, а также об отличии знания от мнения и невозможности науки о том, что хотя и истинно и существует, но может быть иным. Во второй книге речь идёт о четырёх видах искомого (мы устанавливаем, что нечто таково или есть ли оно, а затем выясняем, почему оно есть и что́ оно есть), о значении среднего термина (по существу, всякое исследование есть установление среднего, т.е. того, что объединяет два явления), об отличии определения и доказательства, о четырёх видах причин, о причинах и действиях и возможности множества причин одного действия, а также об уме, который есть начало начала науки. «Топика» (как и «Аналитики») занята доказательством, но в отличие от них рассматривает умозаключения, строящиеся на основе правдоподобных посылок, что полезно для упражнения, устных бесед и философских знаний. Аристотель рассматривает в первой книге понятия определения, собственного, рода и привходящего (так называемые предикабилии) и их связи с десятью категориями; тождественного и его видов; положения и проблемы; помимо этого в первой книге речь идёт о наведении, которое наряду с силлогизмом есть способ доказательства диалектических положений; о принятии положений, различении многозначности имён, нахождении различий в пределах одного и того же рода и нахождении сходства в вещах – всё это средства для построения силлогизмов. Книга 2 начинается с различения общих и частных проблем и приводит топы, т.е. способы рассмотрения с целью обоснования или опровержения утверждений, касающихся привходящего, связанных с многозначностью слов, с уточнением слов, с доказательствами от вида к роду и от рода к виду, с опровержением положений через опровержение его следствий, с использованием обратного следования и т.д.

 



 
PR-CY.ru