АРЕОПАГИТИКИ - Страница 26

Так совершенное неведение становится ведением Того, Кто превыше всего познаваемого, «Божественный мрак» становится «неприступным Светом», в котором обитает Бог. Такое состояние души Псевдо-Дионисий описывает как «исступление», «покой», «безмолвие», «духовное опьянение». В этот момент человек возвращается в первоначальное состояние простоты и единства с Богом, соединяется с Ним настолько, насколько для него это возможно, и достигает обожения. Следует подчеркнуть, что для автора «Ареопагитик», как христианского богослова, обожение простирается не только на дух человека, но и на его плоть, которая после воскресения должна стать причастной совершенной и бессмертной жизни. Христология «Ареопагитиков» чаще всего оказывалась предметом критики со стороны современных нам исследователей, в частности, она не находит положительной оценки ни у Иоанна Мейендорфа, ни у его ученика К.П. Уэска, который пришел к выводу, что Воплощение Христово для Псевдо-Дионисия излишне. Но совершенно справедливо писал крупный современный их исследователь Александр (Голицын): «...при любом рассмотрении №Ареопагитик», если пренебречь или утерять из виду, что Христос воистину занимает в них центральное место, вся система тотчас лишится последовательности. Без этого центра «Мистическое богословие» неизбежно стало бы доминирующим и привело бы к отмене церковной иерархии. Логика отрицания, трансцендирования символа через возведение, настояла бы на такой отмене, и мы бы остались то ли с язычником, христианизированным лишь по наружности, то ли с неумеренным продолжателем Оригена – в обоих случаях вывод весьма неудовлетворительный...». Противники и сторонники христологии «Ареопагитик» исходят из одного и того же факта: из достаточно малого числа христологических мест, что не соответствовало требованиям богословия того времени. В сборнике не встречается термин «лицо». В то же время делаются многократные упоминания о пришествии Христа в человеческой «природе» или «сущности»: «(Божество) приобщилось нашему состоянию поистине и полностью в одной из Своих ипостасей, тем самым призвав к Себе и возвысив человеческую удаленность, из которой и был неизреченно составлен простой Иисус, и тем самым протяженность времени воспринял Вечный, и внутри нашей природы оказался сверхсущественно Превзошедший всякий порядок всякой природы». При всей отчетливости проведения иерархического подхода в «Ареопагитиках» акцент делается на том, что обе иерархии (небесную и церковную) возглавляет Христос. Учение Псевдо-Дионисия об иерархиях объединяет идея двойного посредничества Иисуса Христа между людьми и ангелами и одновременно между всеми тварными существами и Богом Отцом. Будучи человеком, Он – «первый посвятитель» и наш «божественнейший алтарь» – занимает место ниже ангелов и становится посредником для людей в их подражании ангельским чинам. Иисус Христос как Бог, оставаясь «началом, сущностью и богоначальнейшей силой» небесной иерархии, является посредником между членами всех иерархий и Богом, в единении с Которым они достигают полного совершенства. Первые пять посланий излагают в кратком виде христологическую тему и учение об ограниченности нашего Богопознания. Первое послание говорит о преимуществе незнания, которое обозначает Божественную трансцендентность, перед многим знанием, которое прекращает незнание, потому что «совершенное незнание обозначает познание Того, Кто находится выше всего познаваемого». Во втором послании говорится о том, что Бог, будучи выше всего, превышает «благоначалие» и «богоначалие». Это означает, что люди, несмотря на то что они призваны к исправлению ко благому и обожению, никогда не достигнут Бога, Который «неподражаем». Максим Исповедник в схолии к данному посланию указывал на разницу между даром и Дарующим и между Богом-в-Себе и Божественными силами или энергиями, исходящими вовне.

 



 
PR-CY.ru