АРЕОПАГИТИКИ - Страница 21

Девятичинная иерархия с теми же чинами, что и в «Ареопагитиках», но в другом порядке представлена у Кирилла Иерусалимского (IV в.) и Григория Нисского. Под «служителями» можно понимать упоминаемых в других местах архангелов и ангелов у Иоанна Златоуста. Григорий Богослов перечисляет десять чинов, из которых три («светы, восхождения и чистые природы») оригинальны и у других отцов церкви не встречаются. Псевдо-Дионисий делает особый акцент на девятеричном числе небесных чинов, сближая учение апостола Павла о церкви как о Теле Христовом с таинственным тайноводством, осуществляющимся в церкви через посредство иерархии. Разделение девяти чинов на три триады, первая из которых получает просвещение непосредственно от Бога, вторая и третья соответственно через посредство иерархии, стоящей выше, и, наконец, люди – через посредство ангелов, введено только автором «Ареопагитик». Деление девяти чинов на три триады (так же как и троичное деление иерархической деятельности: «очищение – просвещение – единение») имеет лишь неоплатонические параллели, например, в «Египетских мистериях» Ямвлиха и в «Платоновской теологии» Прокла. Дионисий при формулировке данного учения ссылается на своего учителя Иерофея, к сочинениям которого он относился как ко «второму Писанию». Некоторые исследователи, отмечая очевидно сходную троичную структуру иерархий у Иерофея и Прокла, видели в этом скрытое указание на него. Но за формальным сходством обнаруживаются совершенно разные начала: в «Ареопагитиках» нет множества вышебытийных богов-генад, бывших нововведением Прокла, и его мир не «полон богов», но подчиняется единому Богу. Иерархические структуры, выстраиваемые в «Ареопагитиках», имеющие значительное соответствие в схемах неоплатоников, могут показаться противоречащими христианскому вероучению, если рассматривать их как ограничения Божественного всеприсутствия. Так, крупнейший специалист по «Ареопагитикам» Р. Рок отмечал: «…Христос не присутствует непосредственно в сознании всех христиан. Его действия, Его познание и Его святость им доступны только через посредничество иерархии». Однако по учению неоплатоников низшее получает бытие от Единого через посредство вышестоящих чинов, в то время как в «Ареопагитиках» все получает бытие от Бога, а от высшего чина низшему передается только просвещение. Если, согласно Проклу, переход от низшего к высшему и переход от высшего к низшему принципиально одинаковы, то автор «Ареопагитик» понимает принципиальную разницу между «путем вверх» и «путем вниз». Поднимаясь от низшего к высшему, мы обязательно восходим по иерархическим ступеням к Богу как к Верховной Причине всего, но мы никак не можем постичь перехода от Бога к низшим уровням бытия как необходимого (т.е. закономерно следующего из положений некой науки). Высшее создает низшее необъяснимым для низшего способом и являет Себя низшему, минуя все ступени, и при этом полноценно, что позволяет любому чину иерархии быть приобщенным всей полноте Божественного откровения. Поэтому в «Ареопагитиках» явление серафима пророку, нарушающее иерархическое посредство, объясняется тем, что высшее может быть названо любым из имен низшего и не имеет никаких преград: «Богоначальная мощь простирается, проникая во все, и непрерывно распространяется сквозь все, и при этом она остается невидимой для всего не только потому, что она сверхсущностно изъята из всего, но и потому, что неким сокровенным образом она осеняет все своей промыслительной деятельностью».

 



 
PR-CY.ru