АРЕОПАГИТИКИ - Страница 22

Все иерархии передают низшим от себя то, что они получили от Бога, имея в себе «неслитно» «Богоначальные энергии», которые не терпят ущерба по мере передачи (и здесь Псевдо-Дионисий соглашается с неоплатониками). Все чины небесной иерархии (в общем) именуются ангелами. По природе они ближе всего к Богу, представляя собой «умы», «умопостигаемые и мыслящие сущности, силы и деятельности». Ангелы бестелесны, нематериальны, бессмертны и неизменны; они суть «(духовные) светы», «прозрачнейшие и чистые зеркала», непосредственно воспринимающие Божественный свет и передающие его другим. Ангелы превосходят все остальные твари своей причастностью Богу, как ближайшие и всецело обращенные к Нему; обладают чистым познанием Бога и находятся в вечном движении. Ангелы являются посредниками между Богом и людьми, причем даже Сам Иисус Христос по человечеству подчиняется воле Бога Отца через их посредство. В трактате «О церковной иерархии» говорится сначала об учреждении иерархии, затем о 6-ти таинствах: Крещении, таинстве собрания (Евхаристии), Освящении мира, Рукоположении (таинстве Священства), монашеском постриге и погребении. За исключением первой главы, каждая глава делится на три части: после 1-й вступительной части во 2-й излагается чинопоследование таинства, в 3-й – его символическое толкование. В 3-й главе приводится евхаристическая молитва, в которой вспоминается грехопадение и Воплощение, имеющее сотериологическое (спасающее) значение для членов Тела Христова. Исхождение и возвращение ставятся в контекст Божественного домостроительства, когда первое соотносится с вочеловечением Христовым по человеколюбию к нам, а второе – с посильным уподоблением с нашей стороны Его Божественной жизни. Последние два параграфа имеют дисциплинарный характер против учащих, но не ведущих себя достойно и против участия в литургическом благодарении тех, кто остался непричастившимся. В главах пятой и шестой излагается структура церковной иерархии: трехстепенный состав «посвящающих» (епископы, священники, диаконы) и трехстепенный же состав посвящаемых (монахи, миряне и оглашенные). В пятой главе указываются отличительные особенности хиротонии каждого священного чина. В последней главе толкование чинопоследования погребения сопровождается рассуждением о том, насколько молитва за усопшего может изменить его участь. Соучастие тела в воскресении, непонятное язычникам, иллюстрируется примером младенцев, которые, хотя и не имеют надлежащего понимания, крестятся по вере восприемников. Учение о церковной иерархии появляется у Псевдо-Дионисия, с одной стороны, как органичное раскрытие богооткровенных истин, данных в Священном Писании и Священном Предании, а не как надуманное уподобление земного небесному путем механического воспроизведения чинов небесной иерархии (присутствует идея единого служения двух иерархий). С другой стороны, церковная иерархия занимает место ниже небесной (ср. у Василия Великого: «Правда ангелов превзошла правду людей»). В «Ареопагитиках» не говорится, но раскрывается мысль об абсолютной параллели небесной и церковной иерархий, имевшая прецеденты в предшествующей патристической традиции только при сравнении священнического и ангельского служения: церковная иерархия должна приобщаться к Богу через посредство небесной иерархии.

 



 
PR-CY.ru