АРЕОПАГИТИКИ - Страница 23

Во главе церковной иерархии – Сам Иисус Христос, свету Которого она уподобляется, становясь из многих разных частей единой Божественной жизнью. Церковная иерархия имеет множество чувственных символов и образов, соответствующих человеческой природе, с помощью которых по мере возможности она поднимается к Божественным созерцаниям (в отличие от небесной иерархии, которая в символах не нуждается). Цель иерархии, по Псевдо-Дионисию, это «обожение, являющееся, насколько возможно, уподоблением Богу и единением с Ним». Если цель церковной иерархии – достичь единения с Богом (насколько это возможно, т.е. обожения), то не надо ли начать, – вопрошает автор «Ареопагитик», – с Божественного рождения, т.е. получить «начало обожения», или «получить бытие». Под Божественным рождением и приобретением Божественного бытия понимается Крещение. Все священные действия истолковываются как этапы пути крещаемого от разделенности и множественности к Единому Богу. Причащение соединяет нас с Богом, поэтому и называется оно «таинством таинств» и «собранием». Таинство собрания, несмотря на то, что его начало едино и просто, ради любви к людям предстает в виде «священного множества символов», но обязательно вновь возводится к свойственному ему единству и придает единство возводимым, что изображается как «исхождение» и «возвращение» (термины, разработанные в платонической традиции начиная с Плотина, детально описанные Проклом). Главным в таинстве собрания является присутствие Христа и Его Божественное действие, заключающее в себе все богословие. Средоточием церковной жизни Ареопагит называет Литургию. Мистика Псевдо-Дионисия – это мистика литургическая. Путь к Богу проходит внутри церкви, в ее таинствах. Богообщение осуществляется в Крещении, Евхаристии и Миропоамазании, поэтому богослужение есть способ обожения.  «Ареопагитики» являются ценным источником по истории чинопоследования Литургии в конце V в. Согласно сборнику, Литургия верных имеет следующий порядок: перед пением Символа веры из храма изгоняются оглашенные, кающиеся и одержимые, чем подчеркивается высота таинства. За целованием мира следует чтение помянников с именами умерших и святых, омовением рук и анафора, центральный момент которой выражен в словах: «И то, что воспевает (священник или епископ, совершающий Литургию), изводит пред очи», подтверждающих реальное присутствие Христа в Евхаристии и подчеркивающих в связи с этим принципиально иное отношение Псевдо-Дионисия к символике Евхаристии по сравнению со всеми другими таинствами. Таинство Мира, описываемое в «Ареопагитиках», начинается с освящения мира и продолжается в «священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами». Освящение мира совершается на «жертвеннике» (т.е. святом престоле) при пении псалмов, чтении Священного Писания и специальной молитвы. Оно осеняется 12-ю крылами серафимов, окружение которых обозначает сокрытость таинства и наибольшую близость к Иисусу Христу, поскольку серафимы в небесной иерархии ближе всего к Богу. Своим благоуханием миро наполняет все священнодействия, как Христос, придя в мир, обновил его для вечного бытия. Благоухания мира подаются в богоначальной соразмерности: тем, кто выше нас и ближе к Богу, – в большей степени. «Помазание миром дарует вселение богоначального Духа», – утверждает Псевдо-Дионисий.

 



 
PR-CY.ru