Словарь по христианству А АПОЛОГЕТИКА - Страница 8

АПОЛОГЕТИКА - Страница 8

К числу старых работ исследователи причисляют, например, «Введение в православное богословие» митрополита Макария, «Апологетику» Рождественского и все сочинения профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова. К числу новых можно отнести «Науку о человеке» В.И. Несмелова,  «Курс апологетического богословия» епископа Тихона Задонского (Соколова). Выдающимися русскими православными апологетами были митрополит Стефан (Яворский), Паисий Величковский, митрополит Филарет Московский (Дроздов), А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, С.С. Глаголев, Тимофей Буткевич, П.А. Флоренский, и др. Лучшим русским апологетом христианства считается Вл.С. Соловьев. Протестантская апологетика тяготеет в большей степени к библеистике, библейской истории и археологии, и в значительно меньшей степени, чем, например, католическая и православная, – к традиционным вопросам апологетики, поскольку уже М. Лютер, выступив против католической схоластики, выдвинул лозунг «Спасение только верой» и категорически отверг идею рациональной предпосылки веры – дара Божьего, поскольку разум развращен грехом падшего человечества. Разум же избранного Иисусом Христом к спасению человека должен быть направлен на изучение Библии (во исполнение протестантского тезиса – «Только Писание»). Современную апологетику составляют три раздела: теологический, историко-философский (религиоведческий) и естественнонаучный. Предметом теологического раздела являются основы христианского вероучения, рассматриваемые в контексте интеллектуальных, моральных и прочих общечеловеческих культурных ценностей. Апологетика отличается от основного, догматического и нравственного богословия тем, что не постулирует абсолютность Библии и Священного Предания, обращается к доводам разума, а не веры, использует методы компаративистики (сравнения). Такой подход способствует конструктивному межконфессиональному и межрелигиозному диалогу. В компетенцию теологического раздела входят догматические вопросы (учение о Троице, спасении, церкви, таинствах и пр.), проблема теодицеи (оправдании Бога), духовно-нравственная тематика и аскетика в сопоставлении с их нехристианскими аналогами. Историко-философский раздел охватывает широкий спектр проблем происхождения религии, развития ее конкретных исторических видов, в том числе генезис христианства, история гностицизма, мистики, теософии, антропософии и т.д. Философско-религиоведческая проблематика представлена в апологетике критикой различных философских направлений, теорий религии, полемикой с политеизмом и атеизмом, а также разработкой смежных с теологией философских (в том числе религиозно-философских) проблемных полей онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о достоверности знания), антропологии (учения о человеке), семиотики (учения о знаковых системах), социологии (учения об обществе) и пр. Конституирующей идеей естественнонаучного раздела является так называемое телеологическое доказательство бытия Бога, объясняющее целесообразность мироздания наличием первопричины всего сущего. К компетенции естественнонаучной апологетики относится поддержание диалога науки и религии, светского и религиозного мировоззрений.



 
PR-CY.ru