Словарь по христианству А АПОЛОГЕТИКА - Страница 5

АПОЛОГЕТИКА - Страница 5

Другое дело – римская христианская литература этого периода. Платонизм греческого христианства еще не коснулся ее; учение богословов в духе Оригена проникло на Запад лишь в следующий период. Зато апологетика на Западе процветает, и притом в обоих направлениях: классическом (цицероновском, как у Менуция Феликса) и азианском (как у Тертуллиана). Догматическая литература носила здесь не метафизический, а моралистический характер; во главе ее стоял Киприан («О добрых делах и милостыне», «О ценностях терпения», «О хвале мученикам» и др.). Сюда же можно отнести и его современника, расколоучителя Новациана, от которого сохранились трактаты «О Троице» и «О иудейских яствах» и два послания к Киприану в пользу строгости церковной дисциплины по отношению к отступникам. Римскому адвокату Менуцию Феликсу принадлежит апологетический диалог «Октавий» (177 г.), в котором он защищает христианство от обвинений язычника Цецилия. Менуций Феликс излагает аргументы как христианской, так и языческой сторон, а примером для подражания ему послужил трактат Цицерона «О природе богов»). Тертуллиан (конец II – начало III вв.) считается самым блестящим апологетом Запада. Он – автор двух «Апологетик», двух книг «К народам», «О свидетельстве души», «Против язычников», «Против иудеев», «К Скапуле» (проконсулу Африки) и др., в которых представлена авторская концепция души как «христианки по природе» и политические взгляды христиан. Его продолжателем был его ученик Киприан (умер в 258 г.), епископ Карфагенский, один из самых видных церковных деятелей этой эпохи. В своих «Трех книгах свидетельств» он полемизировал с иудаизмом, в «Книге о суете идолов» доказывал, что языческие божества суть боготворимые владыки древних царств, а в книге «К Деметриану» утверждал, что идолопоклонство вызывает гнев Божий и, как следствие, войны и стихийные бедствия (защищал христиан против обвинения, что их богоотступничество – причина постигших Рим бедствий). К антиязыческой апологетике принадлежит и его трактат «К Донату» (противопоставление порочности язычества и чистоты христианства); антиеретическая апологетика представлена трактатом «О единстве кафолической церкви» и рядом пасторских посланий. Апологетическую тему гнева Божьего позднее развил ученик Арнобия Старшего – Люций Цецилий Фирмиан Лактанций (приблизительно 250–330 гг.) в специальном трактате «О гневе Божием», направленном против стоиков и эпикурейцев. Он же написал обширный трактат против языческой мифологии, – «Божественные наставления», а также «О смерти преследователей», а его учитель Арнобий – апологетический трактат «Против язычников». Ритор Лактанций выступил во время последней серьезной борьбы языческого государства с христианством. Явление отступничества становилось все более актуальным по мере приобретения христианством перевеса над языческой религией. Уже на Первом Вселенском соборе в 325 г. выяснилось, что есть много отступников «не по принуждению, не по причине лишения имущества, без всякой опасности и тому подобных поводов». Поскольку церковных строгостей для борьбы с этим явлением оказалось недостаточно, такое отступничество стало караться государством. Рядом с язычеством было поставлено иудейство, а потом и ереси. Наказания полагались суровые: лишение имущества, права завещать, дарить, свидетельствовать на суде и т.д. А свод законов под названием «Прохирон» заявляет, что «удостоившиеся святого крещения и снова обратившиеся к язычеству подлежат или смерти через повешение, сожжение, усечение, или ссылке в каторжные работы, или заточению».

 



 
PR-CY.ru