АПОЛОГЕТИКА - Страница 3

К тому же Адриану была направлена апология Аристида (открытая в 1889 г. Гаррисом). Иустин Философ (Мученик), написал две «Апологии», первая из которых (около 153 г.) адресована  императорам Антонину Пию и Марку Аврелию, вторая – римскому сенату, а также «Разговор с Трифоном иудеем». Он отражает удары, сыпавшиеся со стороны язычников и иудеев, защищает христианство от нападок «за одно лишь имя», заверяет римское общество в лояльности христиан и полезности их религии для Римской империи. Иустин доказывает истинность новой религии исполнением во Христе пророчеств и пр. Первая «Апология» содержит также древнейшее описание христианских таинств крещения и евхаристии. «Диалог (разговор) с Трифоном-иудеем» представляет собой пересказ богословского диспута Иустина с ученым раввином Трифоном. Мученик Иустин акцентирует внимание на трех программных тезисах: на временном характере иудаизма и Ветхого Завета в сравнении с непреходящей ценностью христианства и Нового Завета; на богоизбранности христиан (концепция Нового Израиля); на божественности Иисуса Христа. Следует назвать также «Апологию» Мелитона Сардийского, представленную Марку Аврелию около 170 г. (сохранились только отрывки), «Против эллинов» Татиана, ученика Иустина (около 170 г.), «Прошение о христианах» к Марку Аврелию Афинагора (около 177 г.), «О христианской вере» к язычнику Автолику Феофила Антиохийского (около 180 г.). В правление Марка Аврелия творили также такие видные апологеты, как епископ Иерапольский Аполлинарий (ему принадлежат апологетические трактаты «К эллинам», «Об истине», «К иудеям») и ритор Мильтиад, выступавший против эллинов и против иудеев с апологией христианской философии. Но если Иустин Мученик принимал эллинскую культуру и считал греческих философов (вслед за Филоном Александрийским) учениками Моисея, то собственный ученик и младший современник Иустина – Татиан в своей апологии «Речь к эллинам» резко дистанцировался от эллинизма и подвергал античную мудрость и мифологию жестокой критике. Его современниками были епископ Мелитон Сардийский (автор апологетической «Книжки к Антонину») и христианский философ Афинагор Афинянин (автор «Прошения о христианах», направленного императорам Комоду и Марку Аврелию, и трактата «О воскресении мертвых»). Эти раннехристианские апологеты затрагивали внутриполитические проблемы взаимоотношения церкви и государства, разрабатывали догматические вопросы монотеизма (единобожия), бессмертия души. В правление Комода и Септимия Севера известностью пользовались также Аполлоний Эфесский, борец с ересью монтанистов, выступавший с апологетическими речами (сохранились в «Актах мучеников»), и его младший современник Ермий, написавший «Осмеяние внешних философов». Некоторые апологеты этого периода адресовали свои сочинения не широкой публике, а частным лицам. Например, Феофил Антиохийский написал специальную апологию «К Автолику», в которой попытался разъяснить знатному и образованному гражданину Римской империи вопросы богопознания, грехопадения, спасения, тщетности языческого суеверия, истолковать учение о Св. Троице, о Логосе (как слове «внутреннем» и слове «произнесенном»). Анонимное «Послание к Диогнету» также адресовано частному лицу. В эпистолярном жанре его автор раскрывает смысл христианской морали, древность протохристианского учения ветхозаветных пророков, отличия христианства от других культов.

 



 
PR-CY.ru