АПОЛОГЕТИКА - Страница 4

К раннехристианским апологетам III в. относятся дидаскалы (учителя) Александрийской школы – Климент Александрийский (автор «Увещания к эллинам», преследующего прозелитические цели, т.е. приобщения к вере; по стилю ему близко «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона) и Ориген. Как богословская наука апологетика сформировалась в ходе становления и развития школьного богословского образования, когда на сцену выступает Ориген с сочинением «Против Цельса». Он – одна из самых значительных фигур среди раннехристианских апологетов. В своей фундаментальной работе «Против Цельса» ему удалось подобрать адекватные контраргументы для возражения Цельсу. В 260 г. появилось пространное антихристианское сочинение неоплатоника Порфирия «Против христиан», содержащее развернутую критику Библии. Несмотря на то, что эта работа не сохранилось, она вызвала к жизни новые апологии (равно как и неоплатонический трактат «Правдолюбец» Иерокла – о маге и философе-пифагорейце Аполлонии Тианском). Например, церковным историографом Евсевием Памфилом, епископом Кесарийским в 311–313 гг. была написана апология «Против Иерокла», продемонстрировавшая глубокое знание автором античной истории и мифологии, а в 312–322 гг. – «Евангельское приуготовление». С прекращением гонений на церковь в эпоху Вселенских соборов апологетика приобрела новые функции – борьбы за чистоту вероучения с внутрицерковными ересями и расколами. К этому времени апологетическая греческая литература, достигнув своего совершенства, фактически прекращается, хотя продолжается апологетика против ересей, но без особого блеска. Это время было временем затишья – между гностическим и арианским спорами, писательство было чисто публицистическим и не оставило заметных следов в литературе. Гораздо оживленнее и плодотворнее была деятельность догматистов, и первое место здесь занимает школа Оригена. Среди его учеников особенно известны Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец. Дионисий интересен своей попыткой создать, в противовес теориям Эпикура, нечто вроде христианской физики; среди сочинений Григория известно его похвальное слово Оригену. Противником же Оригена был тирский епископ Мефодий, один из самых влиятельных христианских философов. Он писал о вечности, о воскресении, о свободе воли, о девственности и т.д. Мефодий был очень известен среди христианских писателей следующего периода, включая Евсевия Кесарийского, писателя-догматиста и писателя церковной истории, от которого сохранилась подробная «Церковная история» в 10-ти книгах (до победы Константана над Лицинием, со многими подлинными документами), а также биография Константина Великого (панегирического характера) в 4-х книгах, хроники в 2-х книгах и «Свод древних мученичеств», утерянный, но сохраненный в двух мартирологах V в. (приблизительно). Характерно, что почин Татиана, враждебно относившегося к античной литературе и философии, не нашел последователей. Греция и под знаменем креста осталась Грецией высокой культуры и старалась, насколько это позволяли тяжелые времена, быть достойной образованности своих предков. Вся христианская литература этого периода, как оригенистическая, так и враждебная Оригену или безразличная к нему, более или менее прикасается к философии (к платонической или неоплатонической), и старается так или иначе примирить ее со своим христианским миросозерцанием. В этом отношении положение дел изменилось лишь в следующий период: рационалистические элементы оригеновского богословия заставили некоторых ревнителей православия относиться подозрительно к оригенизму и ко всей «эллинской мудрости», «яд которой Ориген», по словам Епифания, «изрыгнул против верующих».

 



 
PR-CY.ru