Словарь по христианству А АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА (от греч. «apologia» – защита, защитительная речь, оправдание, заступничество; защищаться, оправдываться). 1. В широком смысле – это самозащита христианства от обвинения и критики в свой адрес путем рационалистической аргументации. Этим греческим словом первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя, поскольку христианство вступило в мир как «соблазн для иудеев», как «безумие для эллинов», как «недозволенная религия» для правительства. Отсюда стремление всех усердных и способных приверженцев новой религии перевести истины веры на язык разума, т.е. на язык господствующих воззрений эпохи, с одной стороны, а с другой (в эпоху гонений) – доказать представителям власти, что христианство воспитывает не разрушителей, а надежных членов государства и общества. Это стремление и дает начало апологетической литературе. Поэтому термин «апологеты» закрепился за христианскими писателями II–III вв., которые в своих «апологиях», обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства с философской, богословской, религиозной, гражданской, общекультурной и других позиций. К ним обычно относят, в первую очередь, Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана, которые, проповедуя христианство, стремились ознакомить с его неискаженным смыслом широкие массы населения Римской империи, отстаивали истинность христианской веры перед язычниками и иудеями, старались добиться веротерпимого отношения к христианству от римских властей, средствами литературной борьбы опровергали беспочвенные подозрения во враждебности, вызванные (не в последнюю очередь) изолированностью христианских общин, доказывали абсурдность клеветнических обвинений христиан со стороны римских ксенофобов в различных изуверствах (например, в преступлениях ритуального убийства младенцев, инцеста, каннибализма и т.д.). Так, Августин написал трактат «О граде Божием» (413–426 гг.) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою «Сумму против язычников» с целью защиты христианского учения от логики Аристотеля, имеющей уклон к материалистическому пантеизму. Так как конфликт между верой и знанием существует всегда, то и апологетика, раз начав свою работу, продолжает ее и поныне. Не всегда и не вполне достигая своей цели, она всегда оказывала услуги христианству: не одерживая побед над неверующими, помогала верующим оберегать свою веру. Ее содержание и характер менялись из века в век, в зависимости от характера научных и философских течений, с которыми в данный момент оказывались в наиболее остром конфликте основные истины христианства. В сущности, уже некоторые послания Павла являются апологетическими произведениями. Напор иудаизма и зарождавшегося гностицизма были причиной появления его страстных страниц. Апологетические тенденции заметны и во многих местах Евангелий. Так, например, послание Варнавы целиком направлено против иудеев.

 



 
PR-CY.ru