АПОЛОГЕТИКА - Страница 7

Апологетика Нового времени разрабатывала проблематику библеистики и полемизировала с французскими материалистами, французской мифологической школой, гегельянством, новологическим материализмом Л. Фейербаха, ницшеанством, марксизмом. Раскрепощение умов, порожденное частичными нападками и ускоряемое зрелищем религиозных преследований, с середины XVII в. находит выражение в английском деизме (учение, трактующее Бога как абстрактное внеприродное и отделенное от времени и пространства начало, но имевшее лишь первоначальное отношение к природе). Из Англии он перешагнул на материк, где нередко незаметными переходами перерождался в натурализм. Деизм вызвал множество апологетических работ, из которых многие под напором противника шли на значительные уступки. Вольтер, Руссо и энциклопедисты также доставили немало хлопот апологетам. В XVIII в., подорвавшем основы христианского мировоззрения, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений. Среди них особым влиянием пользовались «Антология религии» (1736 г.) епископа Дж. Батлера и «Свидетельства в пользу истинности христианства» (1794 г.) архидиакона У. Пейли. В XIX–XX вв., когда христианство становится предметом серьезного исторического изучения, поток апологетических сочинений не иссякал, и апологетика также обращается к истории и ведет спор на этой почве. Цель этих сочинений – показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Постепенно из апологетики (как комплексной дисциплины) выделились в качестве самостоятельных богословских наук основное богословие, нравственное богословие, сравнительное (обличительное или полемическое) богословие, библейская история, а в конце XIX – начале XX в. – библейская и христианская археология, текстология и пр. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К. Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами. Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере. Среди западных апологетов XX в. известностью пользуются В.В. Зеньковский и Г.В. Флоровский, иеромонах Серафим (Роуз), англиканский писатель К.С. Льюис, католические теологи А. де Любак, Г. Кюнг и др. Русская православная апологетика приобрела собственную специфику только во второй половине XVII – XVIII в., т.е. начиная с синодального периода истории Русской православной церкви. Это связано как со старообрядческим расколом, так и с проникновением в Россию униатства, католицизма и протестантизма. До этого времени о русской апологетике говорить почти не приходится, поскольку она была большей частью переводной или компилятивной.

 



 
PR-CY.ru