АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ - Страница 3

В артикуле 4:6 говорится, что, поскольку иудейские обрядовые законы для христиан отменены, то «называем мы Законом 10 Заповедей Божьих». Наряду с Божьим Законом существует «естественный закон, согласный с 10 Заповедями» (т.е. совпадающий по содержанию с нормами второй скрижали Закона Моисеева); он «врождённо присутствует в сердце у каждого человека и в нём записан», и этого достаточно, чтобы человек вёл внешне благопристойную жизнь. Но в естественном законе нет и не может быть заповедей, даваемых Богом только через Откровение; требования естественного закона не имеют никакого отношения к спасению души; жизнь по такому закону ещё не христианская жизнь. От христиан первая заповедь «требует, чтобы мы с полной серьёзностью, всем сердцем боялись и любили Бога, чтобы во всякой нужде взывали только к Нему и ни на что другое утешительных надежд не возлагали». В свете этого требования для «Аугбургского исповедания апологии» очевидно, что «в сей жизни христиане (даже и святые) не могут в совершенстве исполнить Божий Закон; ибо всегда в нас остаются склонность ко злу и злая похоть, пусть даже и противостоит им Дух Святой», – ведь Адамов грех повлёк за собой «порчу всего человеческого естества», и «даже св. Пётр, св. Павел и прочие святые не могут похвалиться, что Бог обязан дать им вечную жизнь за мученичество их». С другой стороны, без веры «даже наилучшие из добрых наших дел, совершаемых прежде нашего возрождения Святым Духом, пред Богом суть воистину дела греховные, проклятия заслуживающие», хотя справедливо, если за такие дела человек получает свою награду на земле. Так что единственный путь ко спасению указывает Евангелие – благая весть о «той праведности, которая происходит от веры во Христа (iustitia fidei in Christum) и не является праведностью Закона (iustitia legis)». С точки зрения лютеран, праведность Закона как выполнение человеком всего, что от него требует Господь, невозможна ни для кого, кроме Христа: «Закон постоянно обвиняет и устрашает совесть». Однако праведность Закона как способность человека следовать естественному закону, знать отдельные заповеди Божьи, различать, благодаря такому знанию, между (относительным) добром и (относительным) злом и следовать добру – возможна и необходима, но недостаточна для оправдания перед Богом. Невиновность человека по отдельной статье Закона не равнозначна невиновности с точки зрения требований Закона как целого (Иак. 2:10–11). Такой праведности многие люди достигают, и она подробно описана в «Аугбургского исповедания апологии». Далее в «Аугбургского исповедания апологии» праведность Закона в таком смысле называется «гражданской праведностью» (iustitia civilis) и «праведностью дел» (iustitia operum). Праведность веры достижима через веру, «каковою каждый верует относительно себя, что за него предан Христос». Как и в «Аугсбургском исповедании», слово «вера» употребляется не в общехристианском, а в специфически протестантском смысле. Описывается, насколько трудной «вера должна быть (quam difficilis res sit fides)». Такая вера «возникает в покаянии, и надлежит ей укрепляться и умножаться среди добрых дел, среди искушений и опасностей... невозможно познать сие без тяжких и многочисленных борений». Быть оправданным (iustificari) такоё верой означает не только декларированное, но и фактическое оправдание человека перед Богом.

 



 
PR-CY.ru