АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ

АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ (лат. «Apologia Confessionis Augustanae», нем. «Apologia der Konfession») – лютеранский вероисповедный документ (1531 г.). После оглашения Аугсбургского исповедания на имперском сейме в Аугсбурге 25 июня 1530 г. представители ряда городов и монархов Германии объявили его исповеданием своей христианской веры. Император Карл V поручил католикам подготовить возражения. 12 июля Иоанн Экк, оппонент Мартина Лютера, вручил императору «Ответ на Аугсбургское исповедание» («Responsio Confessionis Augustanae»), более известный как «Папское опровержение» («Confutatio Pontificia»), или «Конфутация». Как и «Аугсбургское исповедание», «Конфутация» состоит из 28 статей с теми же названиями. Артикулы 1, 3, 9 и 16–19 «Аугсбургского исповедания» в «Конфутации» приняты без оговорок. И. Экк посчитал неправильным изложение вероучения католической церкви, данное в артикулах 24 («Христос Своими страданиями совершил воздаяние за первородный грех и учредил мессу как воздаяние за фактические грехи») и 27, где сказано о том, что монахи, принадлежащие к Орденам, считают, будто находятся в состоянии христианского совершенства. По содержанию прочих статей «Аугсбургского исповедания» в «Конфутации» высказаны возражения, артикулы 6, 12 и 20–28 отвергнуты полностью (богословский анализ «Аугсбургского исповедания», сделанный Константинопольским патриархом Иеремией II в переписке с лютеранскими богословами, см. в ст. «Аугсбургское исповедание»). 3 августа «Конфутация» была публично прочитана на сейме, Карл V потребовал, чтобы лютеране подписали её в знак согласия, запретив, однако, публиковать текст (он был напечатан лишь в 1573 г.). Лютеране отказались. Филипп Меланхтон, пользуясь записями, которые были сделаны его друзьями при чтении «Конфутации», начал составлять развёрнутый ответ, за которым в дальнейшем и закрепилось название «Аугбургского исповедания апология». 20 сентября Ф. Меланхтон завершил первый вариант, но Карл V отказался принять текст и 22 сентября распустил сейм, объявив, что в диспуте победили католики, лютеранам же дал срок «для размышления» до 15 апреля 1531 г., после чего грозился применить против нераскаявшихся силу. В ответ по инициативе ландграфа Филиппа Гессенского 27 февраля 1531 г. представители шести монархов и десяти городов (в том числе Магдебурга и Бремена) подписали хартию Шмалькальденской лиги о вооружённой защите евангелической веры. К назначенной дате вместо покаяния Ф. Меланхтон, располагая к тому времени текстом «Конфутации», подготовил ещё более обширный документ на латинском языке, тотчас переведённый Ю. Ионой на немецкий язык и напечатанный. Затем «Аугбургского исповедания апология» была одобрена Мартином Лютером, в 1537 г. подписана лютеранскими пасторами в Шмалькальдене как исповедание веры и с 1580 г. вошла как часть в «Книгу согласия». Структура «Аугбургского исповедания апологии» повторяет во многом структуру «Аугсбургского исповедания» и «Конфутации», в артикулах, не вызывавших споров (в том числе о свободе воли и рабстве воли), кратко подтверждена общая точка зрения католиков и лютеран, но те артикулы, которые затрагивали спорные вероучительные проблемы, представляют собой обстоятельные полемико-догматические трактаты, написанные Ф. Меланхтоном.

 



 
PR-CY.ru