Словарь по иудаизму В ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – литургически оформленное почитание Бога в ветхозаветной общине; богоустановленная и упорядоченная форма поклонения Богу, открывшему Себя в Священной истории. Это понятие включает как культово-ритуальное жертвоприношение, так и собрание верующих в истинного Бога, целью которого является поклонение Ему, а также всякое проявление индивидуального благочестия вне общинной службы. Необходимыми признаками ветхозаветного богослужения, как и всякого другого богослужения, являются священные места и пространства, священнодействующие лица, установленные порядок служения и священное время, богослужебные облачения священнослужителей и литургические предметы и книги. Ветхозаветный культ был тесно связан с идеей Завета, с историческим избранием и обязанностями, сложившимися в процессе общения с Богом. В отличие от языческих культов народов, окружавших Израиль, он не восходит к какому-либо мифу, хотя, возможно, и вобрал в себя некоторые доизраильские элементы (например, отдельные виды жертв, некоторые моменты аграрных праздников). Определяющее значение в ветхозаветном культе имели исторический опыт народа и Откровение Бога в истории – в этом состоит его главное отличие от культов других древневосточных религий, основанных на почитании природных явлений. В ветхозаветном богослужении отсутствовали чувственно-экстатические элементы, магия и заклинания; его связь с историей постоянно актуализировалась в праздниках, молитвах, псалмах, соблюдении субботы, обрезании и т.д. Центральным моментом ветхозаветного богослужения и одним из главных обрядов ветхозаветной религии является жертвоприношение, оно восходит к доисторическим временам. В основе обряда жертвоприношения – идея дара, приносимого Господу, благодарения Бога, посвящения Ему себя и своей собственности, выраженные символическими действиями. Общий еврейский термин для обозначения жертвы («корбан») обычно передаётся в Септуагинте словом «дар». Еврейский термин для обозначения хлебной жертвы («минха») также имел первоначальное значение «дар»; термин же, обозначавший мирную жертву («шеламим»), как полагают исследователи, имел первоначальное значение «священный, приветственный дар». Таким образом, жертвоприношение оказывается соединительным звеном между миром людей и Богом, общедоступным способом «приближения» к Господу, формой общения с Ним. Основные законы и установления, регулирующие процесс подготовки и осуществления древнеизраильских культовых жертвоприношений, были возвещены Господом Моисею из скинии собрания (Лев. 1:1) и на Синае (Лев. 7:37–38). Жертва всесожжения (Лев. 1:3–17; 6:1–6, 8-13). Данное русское наименование восходит к интерпретации Септуагинты, отражающей процедуру обряда, при котором сжигается всё жертвенное животное. Еврейское наименование такой жертвы происходит от глагола «восходить», «подниматься» исследователи переводят как «жертва возношения». Она приносится во искупление непреднамеренно совершённого греха (какого – не уточняется). Приносятся в жертву особи мужского пола из крупного и мелкого скота или две птицы (горлицы или молодые голуби). Жертва сжигается целиком, за исключением крови и шкуры; в случае с птицами – за исключением зоба и перьев.

 



 
PR-CY.ru